Оператор Олеся Савельева: стоя за кинокамерой я получаю множество комплиментов от мужчин

Последние годы стирается грань между мужскими и женскими профессиями. Индустрия кино — не исключение. Красивые и хрупкие девушки не всегда хотят становиться актрисами. Всё чаще они оказываются по другую сторону камеры. Они становятся операторами и отвечают за картинку. Вы знали, что знаменитый «Секс в большом городе» сняла женщина-оператор? Об этом и многом другом нам рассказала наша соотечественница Олеся Савельева. Она покоряет сейчас Голливуд. Олеся получила степень магистра в American Film Institute по специальности оператор-постановщик.

Среди ее работ: клип для Максима Галкина, Юлии Проскуряковой и Елены Есениной “Я мать”, новелла из альманаха «Селфимания». В ней снялись Луис Мендилор, Сергей Дорогов и Сергей Белоголовцев. Полнометраж-ный фильм “Проект Дороти”, в главной роли Тим ДеЗарн и другие. В беседе с Олесей мы узнали, почему она выбрала работу оператора. Существует ли женский взгляд на кино и так ли важен гендер.

Олеся, ты — очаровательная хрупкая девушка, которая решила стать оператором. Почему не актрисой или режиссёром?

Вопрос прям в точку. Свой путь я начинала в актерстве и режиссуре! Как и многие девочки, мечтала быть красивой и известной. Пошла учится на актерский факультет. Всегда интересовалась, чем же так увлеченно занимается съемочная группа. В какой-то момент, решила попробовать себя за кадром. Поступила на режиссуру. За первый год сняла 7 короткометражных фильмов. Два из них были на 16мм пленку. Я была сценаристом, продюсером, режиссером и монтажером своих фильмов. Оператором брала однокурсников. Они на эту же должность выбирали меня.

Я кайфовала от работы с камерой!

Собирать и разбирать камеру до гвоздиков — как игра в лего! Находить самый удачный угол для съемки сцены у меня получалось интуитивно.

Когда пришло время приступать к написанию дипломного фильма как сценариста-режиссера, я окончательно поняла, что мне интересно работать с камерой. Я перешла на курс оператора-постановщика. Получила степень магистра. Теперь работаю оператором и гафером. Мне очень повезло, что я смогла поработать во всех департаментах на съемочной площадке. Это является большим преимуществом. Знаю, что ощущают актёры перед камерой.Стараюсь познакомиться с ними до съемки, чтобы у них уже формировалось ко мне доверие. Знаю, как это – быть режиссером и отвечать на 100 вопросов одновременно. Сейчас я знаю свою роль на площадке. Это помогает мне эффективно распределять энергию.

Расскажи о самом сложном в твоей работе?

Расскажу. Это не вес камеры (смеется). Сложнее всего работать без предпродакшна. Когда мы снимали триллер «Проект Дороти» под Чикаго на заброшенном заводе Митсубиси, у нас было 10 дней для съемок и всего три дня для освоения локаций. Мы сильно старались. Этого очень мало. Что могли, продумали заранее. Окончательные решения были приняты после знакомства с локацией. Выработка была 10 страниц, что для игрового кино — много. Бессонные ночи, проведенные в подготовке к следующему дню и 13-15-ти часовые съемочные дни очень изматывают. Чувствовалась усталость съемочной группы. Из-за этого я волновалась.

Моя мечта — это съемки в более здоровом режиме.

Однажды мы снимали в йога-студии. Собственник помещения забыл отключить подогрев стен и пола. Этот зал использовался для горячей бикрам-йоги. Он уехал. Мы были вынуждены работать несколько часов при 40 градусах. Кнопку выключения нашли ближе к окончанию съемок! Это было тяжело, но очень смешно.

Ты обращала внимание: женщин-операторов становится больше?

Да! В 2009 году женщин-операторов в голливудских успешных фильмах было всего 2%. В 2019 – 5%. Цифры маленькие. У меня есть ощущение, что у нас появилась возможность сделать глоток свежего воздуха. Творить без ограничений! Женщин мало среди режиссеров, сценаристов, композиторов. Мужчин немного на позициях гримера и костюмера. Я вижу, как индустрия меняется.

Ты сказала про проценты женщин-операторов в прибыльных голливудских фильмах. Что это за фильмы. Кто над ними работал?

Рейчел Моррисон – первая женщина, номинированная на«Оскар» за лучшую операторскую работу. Она сняла «Черную Пантеру». По ее рассказам вся осветительная группа была мужского пола и подобрана студией. В этом фильме можно заметить классические приемы освещения голливудских экшнов. Рид Морано стала в 36 лет самым молодым членом американского общества киноопеаторов. Рид и Рэйчел — два самых молодых и успешных представителя нашей профессии.

Их талант был замечен и оценен по заслугам. В 2017 году Морано как режиссер сняла три эпизода сериала «Рассказ служанки». Она получила «Эмми» и премию Гильдии режиссеров Америки. Стала первой женщиной, выигравшей награды за режиссуру драматического сериала. Она мой кумир! Быть невероятно талантливым оператором и преуспеть в режиссуре, при этом имея семью — это вдохновляет.

Культовый сериал «Секс в большом городе» сняла Мариза Альберти.

Она работала с Мартином Скорсезе и получила награды за операторскую работу над фильмом «Рестлер».  Эллен Курас сняла небезызвестные «Вечное сияние чистого разума», «Кофе и сигареты», «Анализируй то».

Наташа Брайер — наша коллега из Аргентины. Сняла «Неоновый демон» и «Милый мальчик». Француженка Аньес Годар была удостоена премии «Сезар» за лучшую оператор-скую работу. Из самых известных ее фильмов: «Хорошая работа» и «Незваный гость». У Мэнди Уокер в этом году выходит фильм «Мулан». Она же снимала «Австралию» с Николь Кидман и Хью Джекманом в 2008 году.

Из Российских кинооператоров я восхищаюсь работами Ксении Середы и Даши Графовой.

За фильм «Дылда» Кантемира Балагова Ксения получила несколько фестивальных наград и номинаций за лучшую операторскую работу. Даша снимает очень красивые рекламные ролики, не стерильные и наигранные, а более глубокие и кинематографичные. Невозможно оторваться!

Видение кадра женщины и мужчины чем-то отличается? Не связан ли приход женщин в кинооператоры с тем, что лет 10-15 назад повальным увлечением было фото?

Не думаю, что дело в поле. Я привношу что-то новое не потому, что я женщина. Я – это я.  Наши учителя мужчины повлияли на наш стиль.Нужно снять десятки проектов, чтобы распознать свое видение.

Оператор – это такая же творческая профессия, как быть актером/актрисой. Там нет разделения по гендеру. Под конкретный проект выбирают подходящих профессионалов. Я получаю намного больше комплиментов стоя у камеры, чем любой мужчина. Это льстит. Девушек операторов всё больше. «Мужская» профессия становится унисекс.

Раньше вообще женщин мало куда брали.

Сейчас это меняется. У нас появляется больше возможностей в самореализации. Киноиндустрия как  финансовая и политические сферы — не исключение. Многие операторы начинали с фотографии. Раньше не было возможности снимать видео с такой доступностью. Сейчас можно сразу идти на оператора. Фотографию мы изучаем обязательно. Операторское искусство – это заключительное звено в цепи создания изображений. Сначала были картины. Потом фото. Потом и движущиеся изображения

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.