Rafael: «Весь клип- сплошной экстрим!»

Рафаэль Сафин (Rafael) – российский аранжировщик, композитор, саунд-продюсер. Широко известен в индустрии по работе с такими мэтрами, как: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Лариса Долина, Николай Носков и др. Обладатель наград «Песню года» и «Золотой Граммофон». 

В эксклюзивном интервью для «PersonTime» Rafael рассказал о работе с мэтрами российской эстрады, съемках клипа и поделился секретом своего успеха.

Rafael, расскажите, в какой семье вы родились? Ваши родители люди творческие?

Я родился в Казани, в обычной семье. Своих родителей я очень люблю и безмерно им благодарен. Они всегда меня поддерживали во всех начинаниях и всегда старались помочь.  Главное – дали мне воспитание и образование.

Вы – певец, аранжировщик, композитор, саунд-продюсер… Когда же проявились все Ваши таланты? Расскажите немного о себе!

Это как в поговорке: «И швец, и жнец, и на дуде игрец» (улыбается). Я стараюсь как можно осторожнее прибегать к таким громким значениям, как Певец и Композитор. После таких великих имен, как: Хворостовский, Нетребко, я уже не говорю о моей любимой Уитни Хьюстон и легендарном Майкле Болтоне, или Моцарт, Бетховен, Чайковский, Рахманинов – стараюсь осторожнее к этому подходить. Скорее, я пытаюсь учиться у этих великих людей. Я, скорее, рассказчик своих мыслей и переживаний. Это – некое подведение итогов того, что на сегодняшний день я умею и чувствую. Твои собственные переживания никто лучше тебя не расскажет.

В детстве меня хотели отдать в музыкальную школу. Я хотел быть скрипачом. Сдал экзамены, но родители переехали работать на север. Идея перенеслась на будущее. В школьные годы я ходил в художественную студию и выступал в ансамбле. По окончанию школы я твёрдо решил посвятить себя музыке. Я поступил в Казанское Музыкальное Училище по классу медных духовых инструментов, по специальности Валторна. Это были 90-е, трудные, голодные годы. Народ бедствовал, денег особо не было. Родители зарабатывали, как могли. Помню морозные электрички утром и вечером, доехать до училища и обратно. Всегда хочется есть (улыбается).

Самое важное, они были очень интересными. Именно в эти годы мы застали невероятные взлеты и успехи таких легендарных групп и артистов, как: Michael Jackson, Genesis, Sting, Whitney Houston, Barbra Streisand, Michael Bolton, Stevie Wonder, Boyz II Men. Перечислять можно долго. Это оставило свой отпечаток на мне и моем поколении в целом. Я был в восторге от того, что люди умеют так красиво писать музыку и красиво исполнять! Безумная техника вокала, шикарные аранжировки – это меня потрясало!

Я был изумлен великими артистами и тем, как красиво звучат их аранжировки, оркестр в их песнях. Сидя на репетициях в студенческом симфоническом оркестре, я всегда наблюдал за струнниками. Слушал, как они играют. Был в полном восторге, как это божественно звучит.

Я решил попробовать писать свои песни и аранжировки. Стал ездить на конкурсы и фестивали в Москву, где меня заметила Наталья Гулькина. Для нее я и написал свою по-настоящему первую песню «Ностальгия». Это было началом меня, как аранжировщика, саунд-продюсера, автора музыки и текста.

Вы работали с такими метрами, как: Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Лариса Долина, Николай Носков. Расскажите, как вам вместе работалось?

Когда работаешь с такими Мэтрами, то понимаешь, что ответственность на тебя ложится вдвойне. Это очень серьезные, заслуженные и уважаемые люди в стране. Тебя будут оценивать жестче и серьезнее. Репутация для меня – не пустой звук. Зарабатывается она очень долго, а теряется за пять минут. Я всегда об этом знаю. Это очень профессиональные, творческие люди, с мощной энергетикой. С ними очень интересно работать, наблюдать и учиться у них.

Игорь Яковлевич Крутой, у меня, почему-то, ассоциируется с актером Сергеем Юрьевичем Юрским. С этим великом человеком я был немного знаком и имел возможность с ним работать ранее. Я заметил у них общую черту – быстрота мышления и моментальная сообразительность. Я считаю, что это дар! Они не думают долго и всегда принимают верное решение. Они точно знают, чего хотят. Поэтому с Игорем Яковлевичем легко работать. Если все сделать, как он просил, у него никогда не будет вопросов. Если подойти к работе творчески и вложить в это душу, что-то от себя, он будет благодарен.

Я люблю работать с Игорем Яковлевичем. Он всегда относится к людям с уважением, а к жизни с юмором. Так могут себя вести редкие люди.

Мы немало с ним сделали: «Третье сентября», в его исполнении, тизер к фильму Лары Фабиан «Мадмуазель Живага», Кудайберген Димаш «Olimpico», «La Passione». Никогда не думал, что этот великий артист будет петь под мою аранжировку-оркестровку, – Andrea Bocelli песня «Sincerita». Я очень благодарен Игорю Яковлевичу. Именно он сыграл в моей жизни ключевую роль.

С Игорь Игоревичем Матвиенко мы работали над музыкой к фильму «Викинг». Как-то я приехал уставший со студии и сразу свалился спать. Когда проснулся, смотрю, у меня на телефоне куча пропущенных звонков и смс: «Рафаэль, это Игорь Матвиенко, могли бы мы с вами встретиться?».

Игорь Игоревич мне всегда казался человеком очень серьезным, где-то даже суровым. Я сразу набрал его номер. Мы договорились о встрече. Это тот самый случай, когда твои представления о человеке полностью не совпадают с действительностью. Я приехал и увидел абсолютно доброго и приятного во всех отношениях человека. От него исходит какая-то особенная, теплая энергия.

Мы познакомились. Он предложил мне поработать вместе над фильмом. Это была большая работа. Продюсеры фильма подходили очень серьезно. Мы работали втроем: Игорь Игоревич, Артем Васильев (композитор фильма «Экипаж») и я. Затем, была запись оркестра. Игорь Игоревич попросил меня собрать симфонический состав из лучших музыкантов.

Работа над музыкой к фильму – это очень серьезный и длительный процесс. Благодаря Игорю Игоревичу мы все это выдержали.

Николай Носков – отдельная история- «песня», как я иногда говорю! Я всегда являлся поклонником его творчества. Меня попросили написать аранжировку к песне «Переведи меня через майдан». Когда все было готово, мы с ним встретились и познакомились в студии на записи вокала к этой песни. Это человек -Легенда! Очень волевой, с настоящим мужским характером и доброй, глубокой душой! Работать с ним – огромное удовольствие. Он очень профессиональный и требовательный человек, к самому себе в том числе. Николай мне позвонил после этого и предложил поработать с ним. Мы сделали две песни: одна – «Оно того стоит» и вторая – «Нет не годы».

Скажу, что это далеко не весь список артистов, с кем я работал. Недавно я написал симфо-аранжировку для Александра Панайотова к песне «Будь моей женой». Немало оркестровых аранжировок было и для Алексея Чумакова: «Мамы-Папы не умирают», «Я не могу без тебя», «Элементарно». Для моего друга, с кем мы получали «Песню года» и «Граммофон» – Доминика Джокера: «Если ты со мной», «Прощай», «Буду я любить тебя всегда».

Ты достаточно много времени проводишь в студии. Расскажи, как ты справлялся с трудностями, возникающими при написании материала? Были какие-то запоминающиеся моменты на этапе работы над песней «Ocean»?

Конечно, трудности были. Во-первых, надо понимать, что мне, хоть я и саунд- продюсер, очень сложно видеть и оценивать себя со стороны. Это все равно, что хирург, каким-бы хорошим он не был, сам себе операцию сделать не сможет. Для этого нужен второй хирург. Данная ситуация аналогична.

В моем случае, хирургом выступил Вадим Усланов – автор и исполнитель песни «Ты сделана из огня». Он помог мне записать вокал, проследил за исполнением, советовал, как лучше петь. Это называется – спродюсировать. Он участвовал в процессе до конца, до финальной точки.

Мне очень помог Игорь Полудюк – один из лучших звукорежиссеров Москвы. Он писал и сводил таких мировых артистов, как: Лара Фабиан, Суми Джо, Андрео Бочелли. Мы с ним работаем давно. Он способен выдержать меня. Я могу что-то поменять, на любом этапе. В определенный момент я взял и переделал (по аранжировке) первый куплет. Что-то мне не нравилось в нем с самого начала. Я не мог понять, что? В результате я нашел решение. Это было на стадии сведения. Игорь не обиделся. Мы просто взяли и поменяли куплет.

Создание аранжировки и сведение песни в целом, процесс не столько радостный, сколько мучительный. Это поиски. Когда есть профессиональная команда,  они становятся безумно-приятными и интересными.

Клип на сингл «Ocean снял Голландский клипмейкер Anthony Huiskamp. Вы принимали участие в разработке идей для данных видео? Какие из Ваших решений вошли в финальный вариант клипа?

Да, конечно! Мы в месте думали над сюжетом, сценарием. Идеи были разные. Сначала была идея, как девушка охотится за мной c оружием (снайпер), потом спасает. Я сразу сказал о том, что даже намека на оружие в моем видео быть не должно. Я хотел снять абсолютно чистый и добрый клип. Идея меня не впечатлила, Энтони меня сразу почувствовал.

Мы стали думать, искать что-то интересное. Я сказал, что обожаю дайвинг. К слову, ведь прекрасно понимал, что съемки под водой – очень дорогое удовольствие. Я не потяну такой бюджет. Оказалось, что Энтони дайвер со стажем, c профессиональными правами. Он может погружаться в любой точке мира. Я потом узнал, что в Голландии обучение плаванию внесено в школьную программу. У них это обязательно. Большая часть территории Голландии находится ниже уровня океана. У них всегда существует угроза затопления.

Энтони сказал: «А почему бы не снять под водой?! Это будет очень интересно, давай думать!».

Мне повезло, что Энтони в одном лице оказался и режиссером, и дайвером, и оператором, и загорелся этой идеей. Я его так и прозвал – Летучий Голландец (смеется).

Решения по сюжету были всегда общие. Лично от себя я предложил спеть под водой. Энтони это понравилось. Он предупредил, никаких пузырей. Все должно быть естественно. Насколько это получилось, судить зрителю.

Были ли у вас на съемках клипа необычные и забавные случаи? Расскажите о самых запоминающихся.

«Были» – это слабо сказано. Весь клип- сплошной экстрим! Целая военно-морская операция. (улыбается). Мы снимали в Камском устье и на Канарах (остров Тенерифе) в Атлантическом Океане.

Был момент, когда я чуть не утонул в глубоком бассейне в Москве. Мы с Энтони чуть не заблудились в горах. Попали в ночь, на высоте 1600 метров. Ночь в горах – это абсолютная темнота. Метров 5 влево или вправо – обрывы высотой 600- 800 метров. Это было на Тенерифе, район Лос-Гигантес, где мы сняли вокальную сцену. Сейчас это смешно вспоминать, даже ностальгия одолевает. Было не очень смешно (улыбается).

Надо отдать должное Энтони. Это такая машина, такой крепкий характер и столько энергии… Если бы не он, у меня бы ничего не получилось. Все благодаря ему. Снимать мы начали с Камы. Это начало клипа, валторновое соло и концовка. Это очень красивые места. Татарстан богат природой и бережет ее. Камское устье – соединение Волги с Камой. Это место, где не видно берега. Ощущение, будто ты на море.

Вернувшись в Москву, мы наметили подводные сьемки в Океанариуме Крокуса. Ничего не вышло. На съемках выяснилось, что я не умею плавать. Дело в том, что я много погружался с аквалангом, даже на 30 метров. Я не думал, что без него – это совсем другое (улыбается). Из-за сложившейся ситуации Энтони поставил мне жесткие сроки, чтобы я научился плавать. Недели через две, я переплыл 25 метровый бассейн под водой. Потом, мы пошли с Энтони в бассейн на 7 метров глубины. Он был в акваланге. Я плавал рядом. В нужный момент подплывал, дышал от его баллона. Уплывал снова, чтобы психологически привыкнуть к глубине без воздуха.

Мы решили эту проблему и стали думать о съемках. Энтони предложил съемки на Тенерифе, в настоящих условиях. Плюс, там у него друзья британцы, профессиональные инструкторы. Они помогли нам с организацией съемок. Я могу сказать, что это действительно были профессиональнейшие люди. Все было продуманно до мелочи. Я всегда знал, что, находясь на глубине 10 метров, Тим (дайвер) всегда рядом и держит регулятор. Эти ребята сразу сказали, что никаких съемок не будет, пока мы не увидим, как он ведет себя под водой. У них все очень строго.

Такие экстремальные съемки всегда интересны. Рассказывать можно долго. Роль девушки сыграла Виктория Гурикова, профессиональная пловчиха и просто прекрасная девушка. Она все сделала настолько шикарно, за что ей отдельное спасибо.

Чем Вы предпочитаете заниматься в свободные минуты? Есть ли у Вас какие-то увлечения, хобби?

В свободные время, как и большинство людей, я стараюсь уделить внимание семье, друзьям. Я, как многие представители мужской части страны, обожаю Баню. Мы часто с друзьями выбираемся за город, попариться, помахать веничком. Ну и, конечно же, это – дайвинг. До него нужно ехать к морю, океану. Не каждый день выберешься (улыбается).

В чем, по-Вашему мнению, секрет успеха?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. В таких вещах формулы не существует. У каждого своя история жизни, свои сюжеты в ней. Есть люди, которые достигают успеха усердием, трудолюбием. Есть люди просто фартовые. Всех их связывает две вещи – желание и целеустремленность. Без этих двух качеств вообще ничего невозможно достичь. Это как топливо для машины.

Исходя из своего опыта могу сказать, что я навряд ли отношусь к категории фартовых людей. Без везения, конечно же, не обошлось. Говоря буквально, это – желание, трудолюбие, терпение, смелость и немного везения. Если все эти качества соединились,  можно надеяться на успех.

Если бы можно было что-то вернуть из прошлого, что бы это было?

Я – реалист! Ничего вернуть нельзя. Нужно делать выводы. Менять свой характер. Извиниться, если виноват. Идти дальше!

Мы не идеальны. Есть то, о чем мы можем сожалеть всю свою оставшуюся жизнь. Я не исключение. Мы часто забываем говорить друг другу приятные слова, признаваться в любви и просто делать что-то хорошее, как это делали для тебя.

Время идет. Потом ты узнаешь, что близкого тебе человека нет! Ты в этот момент начинаешь сожалеть, что не доехал, не сказал так много хорошего. Остается осознание того, что это не возможно! Это очень больно и печально! В моем случае, это мой педагог, мой второй Отец. Он научил меня любить музыку, наставлял нас, голодных в те времена и мечтающих студентов, на правильный лад, делал из нас профессионалов в своем деле. Это Юрий Иванович Самарский, профессор Казанской Консерватории, в которой я учился.

Если бы я знал, что в тот день, в тот момент, в те минуты я видел его в последний раз?! Я бы столько хорошего ему сказал. Сказал бы как я его люблю, сказал бы «спасибо»! Это мой младший, двоюродный брат Адель, который ушел очень рано. Так рано, что осознавая это начинаешь плакать!

В такие моменты начинаешь понимать, что ничего нельзя откладывать. Любить нужно сейчас, сейчас говорить хорошее, сейчас благодарить, не откладывая на «потом». Потом может быть тотально поздно! Именно об этом я и думал, когда писал песню «Океан», именно в этом и был мой крик души!

«Океан» – это моя ассоциация с Человеком. Каждый человек – это огромный, сложно устроенный внутренний мир, похожий на Океан. Со своими волнениями, штормами и штилями. Главное – он очень глубокий! Нам нужно научиться понимать это, тогда мы будем более трепетно относиться друг к другу, уважать и любить!

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.