Степан Лапин: Я не любил школу и всё, что с ней связано
Актер Степан Лапин учился театральному мастерству у легендарного Романа Виктюка. После этого попал в его театр, где служит и по сей день. Недавно в театре состоялась премьера спектакля “Мертвые души”. Там артист исполняет роль Селифана, извозчика Чичикова. На ТВ с успехом прошел сериал “Я заберу твою семью”, принесший большое количество новых поклонников. Артист успевает совмещать работу в театре, кино и разработку авторских тренингов. Он обучает взаимодействовать с пространством, партнёрами и самим собой. Звучит интригующе ..
Степан, здравствуйте. Недавно состоялась премьера спектакля Мертвые души в театре Виктюка. Это первая ваша премьера без участия Романа Григорьевича: какие эмоции испытываете?
Утрата Романа Григорьевича оставила неизгладимый след в каждом. Он навсегда останется в наших сердцах. Те “инструменты”, которыми он нас научил, я использую до сих пор. «Мертвые луши» не исключение. Я был рад принять участие в этом спектакле. Денис Николаевич (прим., Азаров, новый художественный руководитель театра Виктюка и режиссер спектакля) очень чутко и с доверием к артистам разбирал материал и ставил сцены, давая пространство для самовыражения. Надеюсь, и дальше работать с Денисом Николаевичем.
Расскажите о вашем герое: Селифан – извозчик Чичикова – кто он в этом спектакле? Чистый человечный крепостной или заблудший пропойца?
Вот знаете, вы попали в яблочко дважды. Он и тот, и тот одновременно. Селифан в нашем спектакле осознанно помогает Чичикову с его махинацией с душами. Он выполняет свой долг. Понимает, что это всё обман. Чтобы хоть как-то уменьшить боль от когнитивного диссонанса, прикладывается к бутылке. Собственно это есть метафора на один из архетипов русского человека. Вот этой его исторической непревозмогаемой хтони. Он хочет другой жизни, но «долг» над ним давлеет. Отсюда его трагедия.
Насколько спектакль близок к самому произведению? Внешне это эпоха 90х. А по содержанию?
Как говорит режиссер, и я с этим согласен – надо уменьшать временной разрыв между классиками, в том числе Гоголем, и нами. Обновлять время и место действия необходимо. У нас получился своего рода уездный город N 90-х годов. Любой небольшой город России, где редко останавливаются поезда, где все друг друга знают, где исписаны графити и обклеены обьявлениями подземные переходы. В тоже время спектакль отражает основную канву происходящего у Гоголя. Акцент у нас сделан на том, что было «до» и «после» знаменитой сделки.
В школе ты любил это произведение, как относился к Гоголю, какая была любимая литература? И любил ли ее разбирать вечное: “что автор хотел сказать этим”
Я не любил школу и все, что с ней связано, особенно когда требовалось писать сочинения и рассказывать то, как ты понял произведение. Делаешь это, а тебе ставят «три», потому что автор совсем не это имел в виду. Никто кроме автора не знает, что он хотел этим сказать. Есть множество интерпретаций каждого произведения. В этом и суть искусства. Каждый раз создавать и вскрывать шифры.
К чтению Гоголя, как и Достоевского или Лермонтова надо прийти самому.
В школе должны только дать общее представление об авторе и сказать, где взять его книгу. Всё. Невозможно развить интерес к той литературе из под палки. Я школьную программу стал читать в институте. Тогда книги начали открываться так, будто они со мной разговаривают. Тогда я смог начать читать между строк.
В каких ещё спектаклях театра Виктюка ты задействован?
Играю главную роль в спектакле «Любовью не шутят» и «Федра» и «Мелкий бес». Они и сейчас показывают такими, какими их создавал Роман Григорьевич.
Еще я играю в мюзикле “Стиляги” на сцене Театра Наций.
Не так давно состоялась премьера сериала “Я заберу твою семью”. Он имел небывалый успех, принес тебе популярность и 20.000 подписчиков в Инстаграм за неделю. Какие эмоции испытывал, когда столько поклонников пришло в твою соцсеть?
Мы с творческой командой не ожидали такого фурора, если честно. В один момент телефон начал разрываться от уведомлений с комментариями, подписками… Мы были обескуражены и не знали что делать. Создали с ребятами из сериала чат. Ввсе вместе стали общаться с подписчиками и зрителями, проводить прямые эфиры. Без публики нет артистов. Не понимаю тех коллег, которые не любят общаться со своими зрителями. Это – как раз та энергия, ради которой артист творит. Стараюсь всем отвечать на комментарии и личные сообщения. Не всегда отвечаю сразу, так как запросов всегда много. Но мне важно со всеми быть на связи!
Расскажи о роботе в том сериале, и о своем герое
Мы снимали сериал «Я заберу твою семью» в Киеве прошлой осенью. Вся съемочная группа – шикарные профессионалы и приятные добрые отзывчивые люди. Актерский состав сложился великолепный. Нам безумно нравилось работать над проектом. Режиссер Сергей Щербин четко руководил и артистами, и командой. Мой персонаж – Моцарт – как его звали друзья – музыкант, пианист-виртуоз. Учится на факультете международных связей.
Он – глас разума своей компашки, галантный и милый парень.
Если надо, за словом в карман не полезет. Создавая образ этого героя
я для себя взял референс ребят из Кингсмана: оксфордовская выправка, поведение, реакция на окружающие события и людей. Все это смешивается в такой коктейль, где с одной стороны недосягаемость и оторваность от реального мира, с другой – умение видеть красоту и любовь в каждом. Внутри он простой парень, которому тоже нужно простое человеческое счастье.
Твои герои в двух этих проектах совершенно разные. Кто тебе интересней: понятные современные ребята или герои классики, о которых мы знаем только по книжкам?
Они противоположны. Я безумно этому рад. Стараюсь делать все возможное, чтобы каждая моя следующая роль не напоминала предыдущую. Мне интересно играть все. Для меня каждая новая роль это творческий вызов. Только благодаря этому возможен профессиональный рост.
Есть что-то в профессии, что ты бы отказался играть?
Думаю иногда об этом. Не возьмусь играть через чур аморальных личностей, которые, например, издеваются над детьми. Я не смогу в это погрузиться. Каждый артист адвокат своей роли. Он должен оправдывать поведение персонажа. Как оправдать такое, честно, не знаю.
Ты помимо того, что играешь в кино и театре, ещё и преподаешь. Расскажи о своей системе воркшопов. Как туда может попасть человек без актёрского образования?
У меня есть система воркшопов «я/театр» для тех, кто работает в творческой среде. Основной упор делаю на работу с партнером,. Это самое важное в творчестве. Чтобы начать взаимодействовать с другим человеком, надо уметь работать с пространством, которое тоже своего рода партнер. Для этого надо научиться пользоваться главным инструментом – собственным телом.
Пройдя все три ступени можно смело работать в любом творческом коллективе или труппе. Всеми инструментами, которые я даю на воркшопах, сам пользуюсь каждый раз, когда выхожу на площадку или сцену. Я работаю и в кино, и в мюзиклах, и в иммерсивном жанре, и в такой достаточно сложной стилистике как «Театр Романа Виктюка», и в обычном драматическом театре. Я взял работающие инструменты из каждой составляющей и перенес фокус на те места, где нужно дополнительное внимание. Это свое тело, пространство в котором работаешь, и конечно же, партнер. Ещё на этих техниках у меня разработана программа корпоративных тимбилдингов «я/корпорация».
Творческая труппа – это идеальная модель коллектива для компаний.
Недопонимание между парой человек может привести к денежным потерям всего бизнеса. Это легко проработать именно с теми техниками, которые есть в моем инструментарии. Последнее время меня все чаще спрашивают, как попасть на эти занятия. Я сделал еще одну программу для всех, кто хочет познакомиться с творчеством, познать себя, научиться взаимодействовать с окружающими. Скоро обновлю эту информацию у себя на сайте и сайте воркшопов. Следите за анонсами в моих социальных сетях и анонсах на моем сайте stepanlapin.com
—