Продюсер Айсурат Шаманова: актёр без образования — исключение из правил
Айсурат Шаманова работала в кино едва ли не на всех позициях, прежде чем открыла свою кинокомпанию «Ника» и начала снимать собственные проекты. Она как никто знает, по каким критерия утверждают актеров в кино и убеждена, что артист без образования существовать не может. Почему? Об этом в нашем интервью.
Айсурат, расскажите, как вы пришли в профессию?
Уж не знаю, к сожалению или к счастью, но моя жизнь сложилась так, что не я профессию выбрала, а она меня. Даже не думала, что стану продюсером. Как-то так само собой случилось. Меня приглашали сначала на съемки эпизодических ролей, потом на административные должности. Поработала в кино, в театре. И так потихоньку… Успешно занималась кастингами. Всё было весело, интересно. В компании Анны Меликян «Магнум» помимо кастинга взяла на себя другие функции, в том числе начала работать как исполнительный продюсер. Когда работала на сериале «Деффчонки» стала понимать, что мне мало быть одним из звеньев. Набралась сил, и открыла свою кинокомпанию.
Вы были кастинг-директором многих проектов. Какой из них был самый запоминающийся? И чем?
Да, у меня действительно было очень много проектов. Самый запоминающийся… Даже не знаю. Их было так много. Мне сейчас почему-то вспомнился «Орден». Полнометражный фильм, который разделили потом на 4 серии и показывали на канале НТВ. Почему именно он? Уже попав в кино у меня появилось желание участвовать в съёмках фильма о Второй мировой войне. Мне повезло. Я относилась к этому проекту с большим трепетом! Кастинг был долгий и сложный. Задача непростая. Я очень щепетильно к ней подошла.
Мы отсеивали актеров с «современными лицами» и искали тех, у кого была «советская внешность».
Это один из самых любимых, сложных, долгих, интересных проектов.
Есть информация, что скоро должны начаться съёмки фильма “Убить босса”. О чем он?
«Убить босса» – это проект, который мы делаем уже год, работаем над его сценарием. Это очень популярная тема, которая понятна каждому в этом мире. Практически у всех из нас есть боссы.Кто-то работает под чьим-то началом. Думаю, многие сотрудники могут пожаловаться на то, что их босс чем-то их раздражает, выбешивает, и так далее. Порой это нормальные выходки, ничего страшного в этом нет, а порой бывают такие жуткие начальники, которым хочется сказать, что они не правы. Эта история как раз о ребятах, которые решились проучить своих боссов.
Вы периодически проводите мастер-классы на различные тематики. Один из них называется “Как написать сценарий и не убить продюсера”. Можно ли считать этот мастер-класс инструкцией для сценаристов?
Да, этот мастер-класс мы проводили совместно с моим бессменным сценаристом Алексеем Зотовым. Работали на пару: сценарист и продюсер. Рассказывали, как нужно вести себя молодым начинающим сценаристам с продюсерами, на что идти, на что соглашаться, на что нет. Давали много дельных советов.
Как вы считаете, нужно ли профильное образование по актёрской профессии, чтобы стать хорошим актёром? Или же это должно быть в крови?
Обязательно нужно. Да, есть такие актёры, у которых нет образования и они талантливы. У них это действительно, может быть, в крови. Но это исключение из правил, абсолютное исключение. Поэтому образование нужно всегда.
Очень многие люди, далёкие от кино, уверены, что быть актёром – это совсем несложно. Ну что там делать? Пришёл, постоял перед камерой, покривлялся. «Что, я, типа, не смогу сказать текст перед камерой?» Да не сможешь! Это очень сложно.
Когда ты заходишь в кадр, теряешься.
Не просто текст свой сказать не можешь, забываешь, как тебя зовут. Там столько задач одновременно. Ты должен произносить текст, ты должен играть, ты должен не выпадать из света, не загораживать своего партнёра. Там полно всего! Ты должен помнить множество деталей о своём персонаже! Ты же не себя играешь, а определенного героя. Это очень сложно, надо этому учиться. Не зря люди столько лет проводят в высших учебных заведениях без сна и отдыха.
Наверняка, у каждого кастинг-директора, продюсера есть свои критерии отбора. Какие они у вас?
Никаких критериев нет. Когда ты видишь трудоспособных людей, которые очень хотят работать, жаждут работать, развиваются, ты всегда в первую очередь обращаешь внимание на них. Многие актёры – пустышки. Простите за откровенность. Всё-таки артист – это интеллигенция. Он не может быть поверхностным. Ты подсознательно ждешь, что он будет интересным, глубоким, интеллектуально развитым. К сожалению, в наше время очень много актёров, которые совершенно не развиваются. Они приходят только чтобы получить роль. Им больше ничего не интересно. Им не интересно играть, им интересно получать деньги за съёмочные дни. Они даже в театрах никаких не служат. Хотя актёрская профессия – это театр. Это именно игра в театре. Но почему-то у нас все хотят просто зарабатывать деньги, быть знаменитыми и мелькать на обложках.
Ваши творческие планы на ближайшее будущее.
Ой, у меня столько планов! Снимать короткие метры, снимать полные метры. У нас всё это в производстве. Побеждать на лучших кинофестивалях. Надеюсь, всё это у нас совсем-совсем скоро случится. Мы сделали первые, достаточно плотные шаги в этом направлении. Недавно состоялась первая премьера моей кинокомпании «Ника». Мы показали в узком кругу короткометражку Лёши Зотова «Вегетарианка». Сейчас работаем над новыми короткими и полными метрами. Так что скоро мы с вами увидимся. А пока, давайте встречаться у меня в инстаграм. Записывайте: http://instagram.com/aysurat.До встречи!