В Лондоне завершился четвертый российско-британский Industry Forum
28 и 29 ноября в Великобритании в рамках Недели российского кино (24 ноября-1 декабря) прошел Industry Forum.
Программа форума включала дискуссионные панели, конференции по актуальным вопросам киноиндустрии и питчинг, на котором российские кинематографисты представили свои проекты. Зарубежные партнеры смогли оценить потенциал и перспективы для сотрудничества. Прошедший форум показал, что иностранные инвесторы с каждым годом все больше настроены на партнерство с российскими кинокомпаниями.
«Главная цель форума – наладить российско-британское сотрудничество в сфере кино. Несмотря на экономические и политические разногласия между странами, профессионалы индустрий настроены на партнерство и обмен опытом. Представленные в этом году российские проекты очень качественные и конкурентоспособные. Они вызывают интерес в России и за рубежом. На форуме собрались представители нового поколения российских кинематографистов, которые полностью включены в мировой кинопроцесс. Они готовы к работе над локальными и международными проектами», – говорит куратор Industry Forum Анна Гудкова.
В первый день работы Industry Forum самой многочисленной по числу участников стала обзорная панель, посвященная современному состоянию российской киноиндустрии.
Спикерами выступили генеральный директор компании Экспоконтент Александра Модестова, продюсер компании Хайп Илья Стюарт, режиссер и продюсер Клим Шипенко. Его фильм «Холоп» открывал Неделю российского кино в Лондоне. Они обсудили главные вопросы современной индустрии и изменения, произошедшие за минувший год, включая подписанное в России постановление о рибейтах для иностранных компаний. Они теперь могут получать компенсацию в размере от 30 до 40% потраченных средств.
«В последние несколько лет ключевые игроки отрасли все больше уделяют внимание международному продвижению своего контента. Качество российского продукта сильно повысилось. Его восприятие мировым сообществом изменилось в лучшую сторону. Я говорю про игровое кино, про сериалы и анимацию. Она стала драйвером российской индустрии на международной арене», – сказала Александра Модестова участникам форума по скайпу.
«Интерес к российскому контенту за рубежом огромный. Год за годом он растет. На крупнейших международных рынках мы проводим массу встреч. Зарубежные партнеры всегда открыты для работы с российскими компаниями», – поделился личным опытом Илья Стюарт.
На панели «Как онлайн-платформы раздвигают границы, меняют поведение аудитории и экономику производства контента» спикерами выступили актриса и продюсер Дарья Мороз, креативный продюсер Start Ирина Сосновая, вице-президент по развитию медиабизнеса МТС Игорь Мишин и гендиректор Яндекс.Студии Ольга Филипук.
«На российском медиарынке сейчас очень много игроков. Аудиторию можно удержать качественным контентом. Необходимо постоянно следить за мировыми трендами и соответствовать им. В будущем компания нацелена на выпуск разнообразных новых проектов, которые будут производиться в том числе и в кинопродукции», – рассказала Ольга Филипук.
«Появление ОТТ-сервисов сказалось на конкуренции среди телевизионных проектов в России. До этого на рынке существовала определенная стагнация. Теперь это не конкуренция авторов и продюсеров – а бизнесов! Старт ОТТ-сервисов положил начало новой эры, в которой идет бескомпромиссная борьба за зрителя», – отметил в своем выступлении Игорь Мишин.
Специальная панель была посвящена анимации – самому продаваемому и конкурентоспособному российскому продукту.
Спикерами стали представители крупнейших анимационных студий: продюсер мультсериала «Маша и Медведь» Дмитрий Ловейко, генеральный директор компании Аэроплан Юлия Софронова, креативный продюсер ГК Рики Мария Терещенко и руководитель студии Wizart Animation Игорь Николаев.
«Когда 11 лет назад мы начинали работу над проектом «Маша и Медведь», его автор Олег Кузовков пять лет искал инвестиции. Многие студии отказывали ему. Это очень сложный и дорогой проект. Спустя несколько лет развитие цифровых технологий и онлайн-платформ потребовало качественной анимации, в том числе и серийной. Поэтому это лишний раз доказывает – не нужно бояться работать в новых направлениях, браться за сложные проекты», – рассказал на конференции Дмитрий Ловейко.
Представители анимационных студий предлагают развлекательный контент и обучающий.
Поэтому некоторые российские анимационные проекты сейчас включены в обучающие программы для дошкольников. Несмотря на высокое качество российского контента и сотрудничество с крупнейшими зарубежными дистрибьютерами, конкурировать с разнообразными зарубежными анимационными фильмами пока трудно.
Панель, посвященная созданию копродукций с Россией и продвижению отечественных проектов на британский рынок, завершила работу первого дня форума.
Продюсер Дэвид Келли («Две женщины»), глава сейлз компании Reason 8 Денис Крупнов и продюсер Филип Перкон обсудили сложности возникающие при совместном производстве. Они отметили, что последние изменения в российском законодательстве облегчают производство копродукций. Спикеры отметили, что, пока копродукция и дистрибьюция фильмов из России носят эпизодический характер.
Во второй день работы форума прошел питчинг проектов, находящихся в разработке, и программа Work-in-progress. Кинематографисты из России рассказали о готовящихся проектах и обсудили сотрудничество с зарубежными коллегами.
Шесть проектов было представлено на питчинге на стадии разработки.
Фильм продюсеров Натальи Мокрицкой, Варвары Котелевской, Милы Розановой и режиссера Сергея Мокрицкого – «Первый Оскар» – посвящен истории награждения Американской киноакадемией российских операторов. Они снимали хронику разгрома фашистских войск под Москвой. Его представляла продюсер Варвара Котелевская.
Продюсер Елена Гликман и режиссер Элла Манжеева, первый фильм которой признан Лучшим дебютом на Кинотавре-2015, выступили на питчинге со своим новым проектом «Белой дороги». Он отобран на одну из крупнейших программ – Berlinale residence. Проект уже обрел партнера с монгольcкой стороны.
Продюсер Анастасия Акопян и режиссер Олег Асадулин представили проект «Полиглоты». Он станет первым полнометражным фильмом компании Infinity film. Она специализируется на съемках игровых фильмов, рекламных роликов и музыкальных клипов.
Еще один проект питчинга – «Саша» продюсера Елены Яцуры. Режиссер – Владимир Бек, обладатель Гран-при фестиваля «Движение» за свой фильм «Без кожи».
Продюсер и режиссер Алексей Учитель и сценарист Роланд Уолтерс представили проект «Шостакович» (рабочее название).
«Этот проект особенный. В России до сих пор нет ни одного фильма о великом композиторе Шостаковиче. Мне приятно, что над сценарием работает талантливый английский сценарист Роланд Уолтерс», – сказал Алексей Учитель.
Театральный режиссер Андрей Стадников презентовал свою дебютную работу «Победители», который продюсирует Юлия Мишкенене.
В программе Work-In-Progress представлено семь проектов. Среди них два анимационных от ГК Рики – «Спойлеры» и «Клуб «Вопросики»» и один документальный – «Закура».
Триллер «У нее другое имя» представили продюсеры Катерина Михайлова и Светлана Ходченкова. Она исполнила главную роль в фильме и Вета Гераськина. Для нее фильм стал полнометражным режиссерским дебютом.
Фильм «Маша» продюсеров Рубена Дишдишяна, Валерия Федоровича и Евгения Никишова стал режиссерским дебютом сценаристки, лауреата Золотого орла Анастасии Пальчиковой.
В программе Work-In-Progress представили: драма «На дальних рубежах» продюсера Максима Дашкина. Главные роли в ней исполнили Виктория Толстоганова и Сергей Шнырев.
«Китобой», картина про опасное путешествие через Берингов пролив студии «Рок». Продюсеры Кира Саксаганская и Алексей Учитель.
«Снегопад» продюсера Дарьи Шлифштейн.
«Закура» – документальный фильм Ивана Вдовина. Фильм ждут в России и за рубежом. Английская Daily mail посвятила картине отдельный материал, который вышел как раз накануне питчинга.
На форуме состоялась презентация программы Russian VR Seasons фильмов российских кинематографистов. Они работают в технике виртуальной реальности.
Программа делалась в партнерстве с Planetpics. Куратор Георгий Молодцов рассказал про тенденции и перспективы развития VR-контента во всем мире.
В рамках деловой программы RFW прошел форум Casting Bridge. Он прошел при участии русскоговорящих актеров из России, Украины, Франции, Германии, Польши, Бельгии, Великобритании и Нидерландов. Они посетили круглые столы, мастер-классы и презентовали себя кастинг-директорам из России и других стран.
«В сравнении с прошлым годом кастинг форум существенно изменился. Это касается и формата мероприятия, содержания и состава участников. Программа этого года была очень насыщенной. Из лекций и мастер-классов артисты смогли узнать, как защищать свои права, проходить прослушивания за рубежом, чем руководствуются кастинг-директора при выборе актеров на ту или иную роль, как делать шоурил и многое другое», – отмечает куратор Casting Bridge Юлия Хамитова.
Популярным оказался часовой мастер-класс от известного кастинг-директора Кэрол Дадли.
Она подбирала актеров для таких легендарных сериалов, как «Санта-Барбара» и «Детективное агентство «Лунный свет»». Полезной для участников форума стала лекция о правах актеров и особенностях их защиты в России и на Западе. Ее провела Мария Серебрянская. В дискуссии, посвященной стратегии поиска работы в зарубежных проектах (от процесса подачи заявки до встречи с режиссером), приняли участие актеры из четырех стран – Нидерландов, Великобритании, Франции и Польши.
В сессии вопросов и ответов задействовали кастинг-директоров с британской стороны. Среди них Джиллиан Хоусер, Кэрол Дадли, Дженни Даффи, Полли Хуткинс, Софи Кингстон-Смит. С российской стороны: Элина Терняева, Екатерина Дюкова и Анна Сагалович. В закрытом круглом столе российские и британские кастинг-директора обсудили перспективу сотрудничества и сложности в коммуникации киноиндустрий двух стран.
Как считают участники, самый главный итог встречи – обмен контактами. Обе стороны подтвердили желание и главное возможности для сотрудничества.
Обсудили возможности подключения российских кастинг-директоров действующей европейской базе актеров.
«Среди целей Недели российского кино в Лондоне – показ российских фильмов за рубежом и предоставление площадки для бизнеса, обмена опытом между кинематографистами из России и Великобритании. Первые два года индустриальная программа проходила в формате нетворкинга. В 2018 году в формате форума. Наша главная цель – стать одним из ведущих российско-британских форумов, который собирает профессионалов киноиндустрии и облегчает британским продюсерам вход на российский рынок, и наоборот. Пока все получается», – подвел итог двухдневной программы генеральный продюсер Russian Film Week Филип Перкон.