Фильм Томаса Штубера «МЕЖДУ РЯДАМИ»
В российский прокат 02 августа вышел фильм «Между рядами». Это необычная история любви, действие которой разворачивается в стенах оптового супермаркета. Картина участвовала в основном конкурсе Берлинского фестиваля и стала одним из главных его открытий. Это рассказ об огромном мире, скрытом от глаз покупателей. Повесть о людях, его населяющих: где-то там, за длинными стеллажами и пирамидами товаров, они радуются, грустят, конфликтуют и, конечно, влюбляются. Главные роли в фильме исполнили звезды немецкого кино Франц Роговский («Хэппи-энд», «Виктория») и Сандра Хюллер («Тони Эрдманн»).
Скромный и застенчивый Кристиан (Франц Роговский) устраивается на работу в супермаркет. Под длинными рукавами спецодежды он прячет татуировки. В прошлом у этого парня явно не все было гладко. Опекуном новичка становится Бруно (Петер Курт), водитель вилочного погрузчика из отдела напитков. Он подробно объясняет Кристиану, как устроено местное закулисье. Секцию замороженных товаров, например, называют «Сибирью», а секцию морепродуктов – «Океаном».
В первый же рабочий между рядами супермаркета Кристиан замечает Марион (Сандра Хюллер) – сотрудницу отдела сладостей. Местом постоянных встреч для них станет комнатка с кофейным автоматом и фотообоями с тропическим пейзажем. Однако на пути у их любви возникнут два препятствия: его застенчивость и ее семейное положение. Коллеги расскажут Кристиану, что Марион замужем, но, кажется, не слишком счастлива в браке…
«Мои фильмы всегда рассказывают о повседневности, – говорит режиссер Томас Штубер. – Меня не волнуют сливки общества. Я интересуюсь жителями окраин – теми, кто по тем или иным причинам оказался на обочине. Я даю им право голоса. В их историях я нахожу поэзию и масштаб. Как в лучших драмах Шекспира, речь здесь идет о вещах глобальных: о жизни, смерти и любви».
«Между рядами» – большое кино о маленьких людях.
При этом его создатели не занимаются нарочитым сгущением красок. На первом плане – сочувствие, поддержка, доброта и красота. Их Штубер умудряется разглядеть даже в рутинных ритуалах вроде проезда погрузчиков и расстановки коробок.
Это свойство роднит его с великими гуманистами современного кино, такими как финн Аки Каурисмяки или австриец Ульрих Зайдль. Отдельно стоит отметить тонкий юмор, которым наполнена картина. Персонажи постоянно подшучивают друг над другом и над своей судьбой. Иногда совершенно беззаботно, но чаще – с ноткой горечи.
Избитая метафора мира как гигантского супермаркета в «Между рядами» получает совершенно новое воплощение. Механическая работа не лишает героев фильма индивидуальности и не оказывает негативного влияния на их отношения. Сотрудники образуют сообщество, в котором каждый готов прийти соседу на помощь. Призрачным, ирреальным и чужеродным для них скорее выглядит пространство за пределами полок и стеллажей – вот там их действительно никто не ждет.
Режиссер Томас Штубер не боится играть с клише и использовать синефильские цитаты. Фильм открывается сценой, в которой звучит вальс Иоганна Штрауса «На прекрасном голубом Дунае». В кино эта музыка прежде всего ассоциируется с «Космической одиссеей 2001 года». В легендарной картине Стэнли Кубрика в вальсе кружились космические корабли. У Штубера же под нее плавно движутся погрузчики: супермаркет, по ироничному наблюдению немецкого постановщика, – это тоже целая вселенная.
«Между рядами» – уже третья совместная работа Штубера со знаменитым немецким писателем и сценаристом Клеменсом Майером.
Их объединяет общее прошлое. Оба родились в ГДР и в подростковом возрасте стали свидетелями падения Берлинской стены. О судьбе восточных земель после объединения Германии рассказывают многие произведения Майера, в том числе и сборник «Ночь, огни», одна из новелл которого послужила основой для сценария «Между рядами». Новелла автобиографическая: в свое время писатель сам три года проработал водителем вилочного погрузчика в супермаркете. В фильме Майер снялся в камео, сыграв предполагаемого мужа героини Сандры Хюллер.
Сотрудничество Штубера и Майера критики считают очень успешным. Снятая во время учебы короткометражка «О собаках и лошадях» в 2012 году завоевала студенческий «Оскар» – награду, которую Американская киноакадемия вручает лучшим работам учащихся международных киношкол. Через три года в прокат вышел полнометражный «Херберт» – драма о некогда известном боксере из ГДР (Петер Курт), которому врачи ставят смертельный диагноз. В рецензиях ее сравнивали с «Рестлером» Даррена Аронофски. Картина получила от Немецкой киноакадемии премию «Лола в серебряном» за лучший фильм года и награды за лучшую мужскую роль и грим.
В «Между рядами» Штубер вновь подтвердил репутацию режиссера, который умеет блестяще работать с артистами. Роль Кристиана стала самой успешной в карьере многообещающего Франца Роговского – актера, которого называют «немецким Хоакином Фениксом». У больших режиссеров он сейчас нарасхват. Сыграв в «Хэппи-энде» Михаэля Ханеке, Роговский перешел на съемочную площадку к американскому классику Терренсу Малику: немцу досталась роль в его военной драме «Радегунд». Не меньшего внимания заслуживает и актерская работа Сандры Хюллер. Актриса, которую прославила трагикомедия Марен Аде «Тони Эрдманн» – нашумевший европейский хит 2017 года, получивший номинацию на «Оскар», – доказала, что по праву может считаться одной из самых ярких звезд своего поколения.
Этой весной Хюллер получила номинацию Немецкой киноакадемии за лучшую женскую роль второго плана, а Роговский стал обладателем награды за лучшую мужскую роль.