Лиричная комедия о необычных поисках Золушки «Найти и полюбить» с Чулпан Хаматовой скоро на экранах
20 августа в российский прокат выходит драмеди о превратностях судьбы, где слова излишни, – «Найти и полюбить» немецкого режиссера, мастера комедийного жанра Файта Хелмера. В фильме, снятом в копродукции Германии и Азербайджана, подобран по-настоящему интернациональный состав. Компанию любимому актеру Эмира Курстурицы югославу Мики Манойловичу составили: звезда всех главных фильмов Леоса Каракса француз Дени Лаван, лауреат Каннского кинофестиваля испанская актриса Пас Вега и народная артистка России Чулпан Хаматова.
Каждый день машиниста поезда Нурлана похож на предыдущий. Путь пролегает по знакомому маршруту. Помимо живописных долин, гор и речушек он проходит через жилой квартал из покосившихся от старости домов. Там, прямо на железнодорожных путях кто-то пьет чай, кто-то играет в настольные игры, дети гоняют мяч, а женщины сушат белье на веревках поперек рельсов.
О скором приближении поезда всегда предупреждает мальчишка со свистком.
Местные жители не всегда успевают расчистить поезду дорогу. Их вещи, цепляясь за вагоны, прямиком направляются в депо. Забота Нурлана состоит в том, чтобы непременно вернуть вещь владельцу – будь то расписное покрывало, носовой платок или прохудившийся мяч.
В последний рабочий день перед уходом на пенсию Нурлан обнаруживает «необычный сюрприз». За поезд зацепился кружевной лифчик. Отыскать обладательницу этого предмета женского гардероба оказывается непростой задачей. Нурлан не сдается. Он уже видит таинственную незнакомку в своих снах. Не успокоится, пока не найдет ее.
Уникальная особенность трогательной истории о любви и одиночестве в том, что все герои каким-то
чудесным образом обходятся без слов. Музыка становится одним из самых важных атрибутов фильма. По признанию создателей, в картине главное было музыкальными композициями подчеркнуть чувства и эмоции главных героев. Для женских персонажей были подобраны старые азербайджанские эстрадные песни. Их можно услышать из радиоприемника или проигрывателя.
«Кино – это истории, рассказываемые через картинки и звук. Это не обязательно должны быть слова. Я не ставил задачей просто исключить диалоги из сценария. Для меня важно было избавиться от слов. При этом сохранить смысл истории. Не дать ему потеряться. Это повлекло за собой очень трудоемкую работу над сценарием. Я думаю, что конечный результат станет уникальным опытом для зрителей», – говорит режиссер фильма Файт Хелмер. Он стал еще и соавтором сценария.
«Найти и полюбить» – мастерски рассказанная история поиска любви.
У Файта Хелмера большой опыт в работе с подобными темами. После таких картин, как «Абсурдистан» (был представлен на фестивалях Сандэнс, ММКФ и других и получил множество международных наград) и «Байконур», он решил перенести место действия в горный ландшафт Азербайджана. Поэтическая комедия обладает поистине уникальным визуальным наполнением. Это делает из нее практически современную сказку.
«Пустился машинист на поиск женщины мечты, которой лифчик принадлежал. Пересказывать эту поэтическую комедию нужно именно в такой, сказовой манере: все фильмы Файта Хелмера, чудака с клоунским, чарличаплиновским даром, разворачиваются где-то «ни далеко, ни близко, ни высоко, ни низко», – пишет известный кинокритик Вадим Рутковский о фильме «Найти и полюбить» для CoolConnections. – Хелмер ценит демократизм немого кино. Он дает героям возможность говорить на другом, не требующем ни субтитров, ни дубляжа языке – мимики и жеста, смеха и печали, желания и надежды».
Югославский актер Мики Манойлович известен своими работами в фильмах Эмира Кустурицы, таких как криминальная мелодрама «Черная кошка, белый кот», «Папа в командировке» (картина получила на Каннском кинофестивале Золотую пальмовую ветвь и приз ФИПРЕССИ. Она была номинирована на Оскар и Золотой глобус) и военная драма «Андеграунд» (Золотая пальмовая ветвь) и в триллере «Криминальные любовники» Франсуа Озона, драме «Время чуда» Горана Паскалевича, и комедии «Приключения трупа» Жан-Жака Бенекса. Он отметился и в картинах других режиссеров, постоянных номинантов и лауреатов престижных международных фестивалей. В его фильмографии есть биографическая драма «Демоны Санкт-Петербурга», где Манойлович сыграл Федора Михайловича Достоевского.
Небольшую, запоминающуюся роль исполнил французский актер Дени Лаван. Он начинал свою карьеру
в импровизациях и уличном театре, затем получил эпизодическую роль в фильме «Да здравствует жизнь!» Клода Лелуша с Шарлоттой Рэмплинг. Со следующего года началось его плодотворное сотрудничество с Леосом Караксом с главной роли в легендарной картине «Парень встречает девушку». Их третья совместная работа «Любовники с Нового моста» в 1991 году принесла Лавану номинацию на приз Европейской киноакадемии.
Российской актриса театра и кино Чулпан Хаматова исполнила в фильме одну из самых ярких женских ролей – очаровательного дежурного переводного механизма на железнодорожных путях.
Известность Хаматовой принесла роль Риты в картине Валерия Тодоровского «Страна глухих». После нее она заслужила любовь зрителей и вошла в список самых талантливых молодых актрис отечественного кинематографа. Она известна своими работами у известных российских режиссеров – Владимира Хотиненко, Александра Прошкина, Алексея Германа младшего и других и участием во многих зарубежных проектах, среди которых «Гуд бай, Ленин!», «Англия», «Виктор Фогель – король рекламы», «Сукин сын» и многие другие.
В женском ансамбле, помимо Чулпан Хаматовой, испанская звезда Пас Вега, румынская актриса Майя
Моргенштерн, француженка Фрэнки Уоллах, ливано-французская актриса Манал Исса и Ирмена Чичикова из Болгарии.
Фильм полон колоритных персонажей. По жанру близок к драмеди. Он отражает сложность и многослойность реальной жизни.
«Втиснуть фильм в какой-то определенный жанр порой бывает сложно. Мне иногда надо смотреть на реакцию зрителей в темном зале кинотеатра для оценки, что получилось. Картина начинается как комедия. Затем герой переживает несколько трагических неудач. Все они складываются в полноценную историю. Она приведет к неожиданному финалу», – отмечает Файт Хелмер.
Часть съемок проходила в Азербайджане, в одном из старейших кварталов Баку. Часть – в Грузии. Создатели фильма говорят, что неслучайно выбрали Азербайджан. В этой стране, находящейся между Европой и Азией на бывшем Великом шелковом пути, пересекаются различные культуры и религии. Мусульмане, христиане и иудеи мирно живут здесь бок о бок. Для такого интернационального проекта это стало идеальным местом для съемок.
«Я могу сравнить каждый фильм с маленьким сундуком с сокровищами. В нем много разноцветных драгоценных камней, которые сверкают, когда шкатулка открыта. Я очень надеюсь, что зрителям понравится сундучок. Они смогут обнаружить в нем даже то, что я сам не приметил. Это самый большой комплимент для меня. Фильм «зажил» своей жизнью, как ребенок, который взрослеет, а потом покидает родителей. Это момент, чтобы отпустить его и взяться за новую работу!», – говорит режиссер. Дистрибьютор – компания Кинологистика.