Роман Мирошниченко: “Главный посыл моих произведений, заставить слушателя прочувствовать силу настоящей музыкальной красоты и мастерства”.

Роман Мирошниченко – гитарист-виртуоз, чьи достижения на музыкальной сцене
сложно переоценить и уместить на одной странице. В этом эксклюзивном интервью Роман рассказал нам, каково это – иметь успех на международном уровне, работать с самыми знаковыми музыкантами индустрии, заниматься масштабными региональными проектами и при всём этом успевать писать авторскую музыку. 

Расскажите о своем пути в музыке. Когда вы начали играть на гитаре, какие факторы повлияли на ваше решение стать профессиональным музыкантом?

Играть на гитаре я начал в четырнадцать лет. До того серьезно увлекался футболом,
буквально бредил им, ходил в знаменитую футбольную школу. В какой-то момент спорт стал влиять на мою успеваемость. Школа, в которой я учился была с физико-математическим уклоном и углубленным изучением английского языка. Пришлось делать выбор между футболом и хорошим аттестатом.

В этот время из армии вернулся брат Дмитрий. Он старше меня на семь лет. Началась перестройка, стало проще достать записи Deep Purple, Led Zeppelin, The Doors, Джими Хендрикса. Мы стали заядлыми меломанами и на этой почве появилась идея купить гитару.

Первые аккорды брал по самоучителю. Мой отец, Максим Мирошниченко – профессиональный музыкант, играл на саксофоне и кларнете. На наши музыкальные начинания смотрел со скепсисом. Потом у брата началась учеба в институте.
Ему стало не до музыки. Я увлекся, много работал и через год стал потихоньку
импровизировать. Отец это увидел и отправил за частными уроками к профессиональному
гитаристу Александру Любченко. Тот дал мне массу знаний о гитаре и ‘гитаризме’, привел в
порядок руки, порекомендовал использовать медиаторами пожестче, загрузил огромным
количеством упражнений. После года занятий отец взял меня 18-летнего музыканта в цирковой оркестр. Там я отработал артистом шесть лет и получил ценный опыт работы в
профессиональном музыкальном коллективе.

Вы часто сотрудничаете с иностранными музыкантами и деятелями. Каковы ваши
взгляды на взаимосвязь и взаимодействие разных культур в музыке? Помогает ли это
созданию нового шедевра или же понять друг друга всё ещё сложно?

Как правило это единомышленники в плане музыкальных стилей, направлений. Благодаря нахождению на одной волне, проблем во взаимодействии не возникает. Когда я
всерьез начал погружаться в звукозапись, меня познакомили с бразильским продюсером, лауреатом Latin Grammy Даниэлем Фигуеиредо. Впервые мы всерьез посотрудничали в качестве сопродюсеров в ходе работы над моим первым серьезным, выстрелившим за рубежом альбомом «Temptation» (2009). Я многому научился тогда у Даниэля. Теперь меня нередко нанимают спродюсировать тот или иной проект. Один из
недавних – альбом моих переработок по мотивам мелодий Стаса Намина. В записи альбома «Roman Miroshnichenko plays Stas Namin» в качестве специальных гостей приняли участие музыканты мирового уровня. С ними в разное время мне довелось записываться или выступать: Майк Стерн – джазовый гитарист, шестикратный номинант на премию «Грэмми»,
Чарли Бишарат – американский скрипач палестинского происхождения, лауреат «Грэмми»,
Дженнифер Баттен – гитаристка, на протяжении многих лет выступавшая с Майклом Джексоном и заслужившая титул «Королева гитары»,

Доминик Ди Пьяцца – бас-гитарист,
экс-участник трио Джона «Махавишну» Маклафлина,

Франк Колон – перкуссионист с мировым
именем, выступавший в составе коллектива «Manhattan Transfer»,

Гумби Ортис – участник группы Эла Ди Меолы, солисты Владимирского камерного струнного оркестра..

Есть ли какие-то совместные проекты или записи, которые были особенно
значимы для вас?

Я очень горд совместным альбомом «New Shapes» (2021), который мы записали с
Хенриком Андерсеном – мультиинструменталистом, одним из известнейших музыкантов Дании.

В альбом по четыре наших авторских композиций. В них мы старались максимально продемонстрировать музыкальность, композиторский потенциал и далеко не поверхностное знание традиций джазфьюжн. Уникальное сочетание акустических гитар, индийской полиритмии, бразильской самбы, экспрессии фламенко, средиземноморских ритмов и вкраплений русского фолка позволили критикам заявить о зарождении нового музыкального жанра – «Acoustic Neofusion».

«Поскольку Хенрик был участником моей группы, я рад, что распознал его
разносторонний талант. Сейчас я вижу, как он прогрессирует. С таким замечательным
партнером, как Роман, они способны поднять на новый уровень музыку для более молодого
поколения. Я надеюсь, что музыкальное братство поощрит и поддержит этих двух
многообещающих музыкантов!» – отметил знаменитый перкуссионист Трилок Гурту, принявший участие в записи одного из треков.

Не менее горд я и своим сольным альбомом «The Sixth Sense» (2020). Альбом собрал множество международных музыкальных наград и был высоко оценен
критиками. В частности, один из самых авторитетных джазовых критиков Скотт Яноу (Scott Yanow), заявил в своей рецензии, что мне удалось найти «свой собственный язык, ставший эталоном фьюжн-гитары XXI века, являясь одним из лидеров современной фьюжн-сцены». Такая высокая оценка дорогого стоит.

Как вы считаете, музыка, а в частности – инструментальная (где отсутствует
смысловой посыл текста) действительно способна воздействовать на настроение и
эмоции слушателей? Как вы достигаете этого в своих композициях?

Я убежден, что как раз текст, привязанный к мелодии, может ограничивать этим самым
смысловые рамки. Гитарный инструментал, который пишу я – это  музыкальный сюрреализм. Перефразируя цитату Дали о сюрреализме — «это полная свобода человека и его право на мечту». Работая в студии звукозаписи я никогда не думаю о формате и
конъюнктуре. Я вижу эти понятия как значительную часть того, что делает
“современную” музыку менее развитой. Главный посыл моих произведений, заставить
слушателя прочувствовать силу настоящей музыкальной красоты и мастерства. Как
композитору и аранжировщику важно, чтобы каждая моя композиция имела повествовательный характер.

Когда-то я сыронизировал, что в процессе музыкального восхождения можно
сорваться в пропасть, дно которой усыпано «ляминорами» (примитивными аккордами).

Смысл сказанного кроется в том, что благодаря деградации определенных кругов аудитории, массовая музыка обмельчала, и такие вещи, как профессионализм и исполнительское мастерство, неожиданно стали дурным тоном, уступив место музыкальному фастфуду. Современное
медиапространство кишит примитивом, в котором набор дешевых ингредиентов выдают за изысканные музыкальные блюда. Как для композитора и исполнителя, каждый мой новый альбом является попыткой подняться еще на одну качественную ступень, сведя тем самым на нет шансы сорваться в музыкальную бездну регресса. Вопреки конъюнктуре и форматности.

В рамках проекта “Эволюция” вы с оркестром города Владимира играете масштабную и эклектичную программу. Есть ли какие-то произведения, которые особенно популярны у публики?

Осмелюсь заявить, что на сегодняшний день музыкальная концепция проекта «Эволюция» не имеет аналогов в России. Наша программа включает широкую стилистическую палитру от современного танго в необычном прочтении и авторских композиций, до шедевров выдающихся композиторов русской классики и мастеров инструментального прогрессив-рока.

В ходе такого необычного музыкального экскурса мы вместе с моей ритм-секцией и Камерным струнным оркестром г. Владимир и его дирижером Александром Сониным, демонстрируем как развивалась музыка и как органично могут переплетаться между собой совершенно разные жанры. Особенно любима слушателями моя инструментальная обработка знаменитого «Либертанго». В свое время эта версия настолько впечатлила сына “короля” танго – Даниэля Пьяццоллы, что на правах наследника он выдал мне официальное разрешение исполнять и перерабатывать эту композицию на безвозмездной основе.

Один из наших концертов посетил посол Аргентины Эдуардо А. Зуаин, позднее
направивший официальное благодарственное письмо «За вклад в популяризацию музыки
Астора Пьяццоллы и поддерживание культурных мостов».

Зрители приходят в восторг от хита супер-гитариста Стива Вая «Crying Machine»,а ранжировку которого мы создали совместно, а ее премьера состоялась перед перед 90-тысячной аудиторией в Бразилии на фестивале «Рок в Рио 2015». Бывает и так, что зрители не выдерживают и начинают танцевать прямо в проходах зрительного зала под один из самыхп опулярных «медляков» 90-х «Парижские Аллеи», сделавший гениального гитариста Гари Мурав семирно известным даже среди тех, кто никогда не слушает ни блюза, ни рока.

Какие планы у проекта на будущее? Заявлен большой тур в честь 1000-летия Суздаля, будет ли что-то ещё? А может, уже есть конкретные идеи новых исполняемых в рамках проекта произведений?

«Эволюция» уверенно набирает популярность. Благодаря записанным совместно с
солистами Владимирского оркестра синглам, нам удалось пробить «культуру отмены»,
завоевав международное признание в США, Великобритании и Европе. Альбом «Roman
Miroshnichenko plays Stas Namin» с участием солистов проекта «Эволюция» выдвигался на
соискание «Грэмми» в категории «Лучший инструментальный альбом» и фигурировал в
предварительном списке номинантов (лонг-лист). Помимо этого, по результатам голосования онлайнплатформы «Россия – страна достижений» проект «Эволюция» получил звание главного достижения Владимирской области и вошел в первую десятку официального каталога
значимых достижений страны среди более чем 1000 проектов со всех 89-ти регионов России.
Наличие в послужном списке проекта «Эволюция» столь высоких музыкальных достижений федерального и мирового уровня не имеет прецедентов в культурной жизни 33-го региона за всю его новейшую историю и представляет собой предмет особой гордости Владимирской области. На волне этих успехов, проект “Эволюция” будет представлен в ходе тура по городам России в 2024 году, в рамках 1000-летия г. Суздаль. Есть идеи записать еще несколько синглов.
В общем, останавливаться на достигнутом не собираемся.

Какую роль импровизация играет в вашем творческом процессе? Как вы
подготавливаетесь к импровизационным соло во время живых выступлений?

Мое гитарное кредо заключается во многом именно в импровизационном мышлении. Я
категорически не приемлю заучивание всевозможных «фишек» и заготовок, рассчитанных на сиюсекундный, дешевый эффект. В начале нулевых я переиграл во множестве джазовых проектов, где оттачивал свое импровизаторское мастерство. На сегодняшний день, именно этот
задел, владение джазовым языком импровизации позволяет мне не терять интерес к сцене и «живым» концертам. Каждый раз выходя на сцену я совершенно не знаю, что я буду играть в местах композиций, отведенных под свободный полет мысли – куда заведут кураж, эмоции от контакта с аудиторией и взаимодействия с ритм-секцией. Главный смысл владения импровизацией – получение кайфа музыкальной свободы благодаря этой вечной интриге.

Поговорим про фестиваль “Мир гитары”. В прошлый год фестиваль вышел за рамки Калуги, и концерты, заявленные как специальные мероприятия “Мира гитары”, проводились и в других городах. Есть ли план расширения в 2024 году? Что ожидать зрителям от программы?

С 2017 года серьезную поддержку фестивалю оказывает МФГС — Межгосударственный
фонд гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ. Вопреки всему фестиваль и сегодня работает на укрепление культурных связей между странами бывшего СССР. Собирая на одной сцене гитаристов из России, СНГ, США, стран Европы, мы демонстрируем, что в музыке нет границ и политики. В статусе руководителя международных проектов, курирую все, что связано с зарубежными гостями. Музыканты приезжают высокого класса, на фестивале
побывали многие великие — Пако де Лусия, Эл ди Меола, Джон Маклафлин, Ларри Корьелл,
Стив Вай. Народ с удовольствием ходит на концерты, которые проходят при полных залах. В этом году ожидаются выдающиеся музыканты из 10 стран. Впервые на «Мире Гитары» выступит классический гитарист из Китая Тэнъюэ Чжан.

Совсем недавно, в январе благодаря мной срежиссированной и представленной на
ВДНХ концертной программе «Звезды Мира Гитары» в рамках международной
выставкифорума «Россия», Калужская область была удостоена награды от Администрации
президента России «За лучшую концертную программу». Я рад, что на таком серьезном уровне удается продвигать гитару, сложную и красивую инструментальную музыку. Таким образом людям прививается хороший вкус.

Фестиваль понемногу расширяет свои границы и с моей легкой руки один из фестивальных дней уже в третий раз пройдет во Владимире 30-го мая 2024 года. А на следующий день, в театральном зале Московского Международного Дома Музыки, по следам недавнего успеха на выставке «Россия», я представлю программу «Звезды Мира
Гитары».

Какие меры вы предпринимаете для развития региональных проектов в сфере
искусства, особенно в Владимирской области? Сталкиваетесь ли вы с какими-то
вызовами и трудностями?

Почти 2 года я занимаю пост советника по культуре Губернатора Владимирской области.
За это время мне удалось выстроить диалог с рядом местных деятелей культуры, музыкантов, преподавателей колледжей, дирекциями концертных залов и Школы креативных индустрий, бизнесменами и промоутерами. Именно через общение с инсайдерами той или иной сферы
культуры, можно получить объективное представление о состоянии культурного пласта, выявить проблемы и приложить усилия для их комплексного решения.

Вместе с этим, хорошо налажено взаимодействие с заместителем Губернатора, руководством регионального министерства и прочих ведомств региона в сфере культуры.
Одна из моих задач как советника масштабна: в целях повышения уровня культурных
мероприятий региона, я стремлюсь привлекать широко известных и авторитетных деятелей как отечественной культуры (Даниил Крамер, Стас Намин, Евгений Маргулис) так и зарубежных звезд (Марко Мендоса, Банни Брюнель, Марио Пармисано) и способствовать созданию творческих союзов и совместных проектов с представителями как местной культурной элиты, так и молодых талантов. Одним из таких проектов и является «Эволюция», о котором я подробно рассказал выше.

Вместе с удачно прижившемся на Владимирской земле фестивалем «Мир Гитары», успешно возрожден Суздальский фестиваль «Джаз-МОСТ», который благодаря совместным усилиям Народного артиста РФ Даниила Крамера и Министерства культуры Владимирской области внес особую краску в насыщенную палитру музыкального календаря региона.

В этом году к фестивалю «Джаз-МОСТ» присоединится патриарх отечественного джаза Алексей Козлов, под художественным руководством которого пройдет второй день фестиваля. Там будут представлены резиденты его московского джаз-клуба «Kozlov Club».

Буквально на днях вместе с Губернатором Александром Авдеевым мы ездили в
Суздаль, где осматривали здание бывшего автовокзала. В планах – реконструировать это
помещение под многофункциональный концертный зал. Несколько потенциальных инвесторов  проявили интерес к этому проекту. Есть уверенность, что благодаря растущему турпотоку это будет успешный проект. Тем более, что аналогичных концертных площадок там попросту нет.

В сфере культуры любого региона всегда существует ряд нерешенных проблем и
требует согласованных усилий местного Правительства, деятелей культуры и бизнеса.
Способствование выстраиванию и слаживанию этих вертикальных коммуникаций вкупе с расширением палитры культурных мероприятий — одно из основных направлений моей

Какие достижения и награды в области музыки особенно значимы для вас и
почему?

Мое имя включено в энциклопедию The Great Jazz Guitarists. Её выпустило
крупнейшее американское музыкальное издательство Hal Leonard Books под редакцией Скотта Яноу (Scott Yanow), одного из наиболее известных и уважаемых критиков и джазовых историков современности. Энциклопедия включает материалы о выдающихся джазовых гитаристах XX столетия. Для меня, как единственного русского гитариста, о котором есть статья в этой книге, это  большая честь – быть одним из ее героев, наряду с такими легендами как Джон Маклафлин, Эл Ди Меола, Ларри Кориэлл. Джефф Бек, Джанго Рейнхардт…

Благодаря своему собственному музыкальному почерку и авторской музыке мне удалось стать 50-кратным лауреатом престижнейших международных музыкальных премий и конкурсов в 9-ти странах мира. Есть мнения, что этот результат является неофициальным абсолютным национальным рекордом по количеству завоёванных международных наград, включая The Independent Music Awards, Hollywood In Music Media Awards, World Entertainment Award, USA Songwriting Competition, International Acoustic Music Awards, International Songwriting
Competition, Global Music Awards, Film Music Contest, The UK Songwriting Contest. Трудно
выделить какое-либо из этих достижений.

Несомненно, большой честью для меня быть
лауреатом Hollywood Music in Media Awards и делить пьедестал номинантов с всемирно
известными композиторами и авторами песен: Jennifer Lopez, Rihanna, Lady Gaga, Taylor Swift,
Diane Warren, Selena Gomez, Carlos Santana, Terence Blanchard, Alan Silvestri, John Williams,
Hans Zimmer и многими другими.

Серьезного успеха на Западе удалось добиться и в области саунд-дизайна. Летом 2023
года я был удостоен номинации Hollywood Independent Music Awards в категории
«Mixing/Engineering», войдя в пятерку лучших звукорежиссеров года.

Еще одна из открывшихся сфер моей деятельности – режиссер-клипмейкер.

Осенью 2023 года я успешно дебютировал в
качестве режиссера музыкального видео «Russian Mountains», став победителем фестивалей «Rome Music Video Awards» (Италия) и «International Music Video Awards» (Венгрия).

Не меньше ценю и недавний успех в ноябре 2023 года. Наш совместный сингл “Africa” с
участием легендарного гитариста, 6-кратного номинанта на «Грэмми» Майка Стерна, стал
лучшей композицией года в категории “Jazz” по версии 28-й ежегодной американской премии
USA Songwriting Competition и был удостен “Best Jazz Award”.

Вышеперечисленные успехи привели меня в элиту международных музыкальных
экспертов: я состою в Национальной академии искусства и науки звукозаписи (NARAS),
определяющей номинантов и лауреатов премии «Грэмми» (GRAMMY®). Секрет моего успеха прост — никогда не останавливаться на достигнутом, где музыка — смысл жизни. У каждого человека есть определенная миссия. Веря в свою миссию, можно изменять мир в лучшую сторону..

Вам также могут понравиться Еще от автора

Комментарии закрыты.