Руслан Герасименко: “Мы все нуждаемся во вдохновении”
В октябре во Дворце на Яузе состоялась премьера мюзикла «Человек, который смеётся» по мотивам одноименного произведения Виктора Гюго. Режиссёром новой постановки продюсерского центра Creative Lab SТAIRWAY стал Руслан Герасименко, — режиссер и продюсер мюзикла «Последнее испытание» и продюсер мюзикла «Вий». Он получил премию «Звезда театрала». О том, как любимая публикой Лондона постановка появилась в Москве – в нашем новом интервью.
Руслан, здравствуйте! Поздравляем вас с премьерой. Хотели бы узнать побольше о мюзикле, об истории его создания.
Мы все нуждаемся во вдохновении. Я ищу его, просматривая спектакли коллег в разных странах. Первые отрывки этого мюзикла я увидел где-то в 2017 году. При первой же возможности мы перевели пьесу. Устроили лабораторную читку с артистами и одним фортепиано. Зритель одобрил наш выбор. У постановки ещё до премьеры появилась своя аудитория. Тогда мы окончательно поняли, что обязательно поставим этот мюзикл на большой сцене. «Человек, который смеётся» – это предмет искусства и шедевр в своем роде. Тут совмещены почти все те качества, которые я люблю и ценю в музыкальном театре: замечательная драматургия, прекрасная актерская игра, интересная музыка, сложные партии и очень интересное художественное решение.
Мы видим, что мюзикл отличается от романа Гюго. Часть героев зовут иначе. В аннотации написано: «в мюзикле трагедия становится комедией». Расскажите об этом
Да, у Виктора Гюго это исторический роман с трагическим концом, детальными описаниями конкретной эпохи и так далее… В мюзикле вы попадете в безвременье. Увидите некую эклектику всего. Часть персонажей, по задумке авторов либретто, поменяли свои имена. Появились герои, отсутствующие у Гюго и многое другое… При этом мюзикл не только не потерял главный посыл романа, но и приобрел свои смыслы. Мне нравится, когда такие серьезные литературные произведения подают в другом жанре, как в нашем случае. С лёгкостью, иронией, сатирой. По такому принципу на Бродвее выпустили мюзикл «Наташа, Пьер и Большая комета 1812» по одной из глав «Войны и мира». В театре на Таганке идёт «Онегин» канадских авторов, в режиссуре Алексея Франдетти. Это не просто новые прочтения известных произведений, а авторское восприятие.
Так и в нашем случае. Для создателей мюзикла роман Гюго был отправной точкой, стимулом, поводом для создания абсолютно нового произведения. Оно называется в дословном переводе «Ухмыляющийся человек». В либретто поднимаются большие философские вопросы: о противостоянии архаики и модерна, людей бесчувственных и чувствующих, испорченности общества. Много тем христианства, милосердия, всепрощения, любви.
Потерял ли мюзикл в сравнении с романом? Да, возможно что-то потерял. Как самостоятельное произведение – это очень интересная работа с точки зрения смыслов.
Российская и иностранная постановки – в них есть ли разница?
Наша постановка отличается режиссурой и художественным воплощением. Костюмы, сценография, свет – это всё плоды работы нашей команды, Не отличается по либретто и музыке. Мы очень аккуратно переводили пьесу на русский язык. Я стараясь сохранить все смыслы, юмор и лёгкость английской постановки. Так что да, отличия есть. Не берусь судить лучше стало или хуже. Надеюсь, что достойно.
Что ещё ожидает зрителя? Особенно хочется подробнее узнать про театр марионеток. В чем его уникальность?
Это планшетные куклы, достаточно сложные в обращении. Рядом находится артист. Его задача играть марионеткой, а не собой. Актеру необходимо петь, танцевать, драматически играть и в то же время убедительно водить куклу. Непростое испытание. Андрей Абельцев, который отвечает за волка Моджо, единственный в нашей команде профессиональный кукольник. Все остальные за период репетиций так освоились, что через несколько секунд видишь на сцене только куклу, не замечая никого рядом.
Как вы считаете, сейчас подходящее время для театра, премьер? Насколько актуальны комедии и музыкальные спектакли или нет ничего тяжелее ковидных ограничений в 25% наполнения зала.
Последние два года мы действительно переживаем очень большой стресс. Если во времена, когда ограничивали количество людей в зале нам казалось, что хуже быть не может, сейчас понимаем – это были цветочки. Ягодки начинают созревать сейчас (да и то, ещё не дозрели до конца). Время непростое. Театр необходим как никогда. Людям нужно где-то укрываться от реальности. В театре ты не чувствуешь себя одиноким, оказываясь в окружении единомышленников, чувствуешь опору. Особенно нужны комедии. Нам необходимо смеяться. Как говорится в нашем спектакле «лучший лекарь – смех». Это действительно так, как бы жутко это не звучало. Если мы перестанем улыбаться, окажемся в бездонной яме отчаяния. В этой постановке многое созвучно сегодняшнему моменту. Так что театр необходим. Да, нам будет сложно. Есть те, кому сейчас ещё сложнее.
Когда выходил предыдущий проект, мюзикл «Вий», вы в интервью говорили: «я не верю в кастинг». Почему, и как было в этот раз?
Да, когда мы готовились к выпуску «Вия» я сразу видел на основных ролях конкретных артистов. В какой-то степени и сейчас не верю в кастинг. Все равно ты понимаешь, кто сможет сыграть ту или иную центральных роль, кто лучше воплотит замысел, кто вызовет интерес публики. В этот раз мы проводили отбор: искали артистов и на роли, и в ансамбль. Хотя костяк спектакля был собран без кастинга, многие из артистов вписались в проект ещё на стадии лаборатории.
Два спектакля подряд основанны на классических произведениях. Это осознанный выбор?
Нет, это было не специально. Мы рассматривали и две современные истории, и «Фауста» Гете – масштабный роман, который мы так же видели в переосмысленном варианте, с юмором и сатирой. Достигнута договоренность с композиторами и авторами либретто. Так что, возможно, этот проект воплотится.
Мы не привязаны к классике. Выбор падает на то, что близко сердцу и возбуждает творческий потенциал. Ещё, я верю, что не мы выбираем проекты, а проекты – нас. Так что это вопрос по большей части ко вселенной.
Где и когда мы можем увидеть ваши спектакли в уходящем году? Какие у вас планы на будущий год?
Два наших спектакля мы играем во Дворце на Яузе: первые выходные каждого месяца. Это «Вий», последние выходные «Человек, который смеётся». 10 и 11 декабря в концертном зале «Измайлово» можно будет увидеть мюзикл «Последнее испытание». Ещё, сейчас работаем над организацией праздничного концерта под названием «Новогодний мюзикл 3». Раньше мы делали такой тематический фильм. В этом году решили выйти на сцену. Дата пока не определена. Как только все решится, обязательно расскажу!
Комментарии закрыты.