Сергей Колешня: после сложного грима на площадке спрашивали «А куда исчез Колешня?»
Сергей Колешня — выпускник знаменитого Щукинского училища. Он мечтал стать клоуном, но оказался на сцене «Театра на Таганке» и МХТ им.Чехова. Только в 40 лет начал активно сниматься в кино: фильм «Олимпийская деревня», сериалы «Из жизни Капитана Черняева», «Команда Че». Многие другие проекты, по которым его знает зритель. Последние годы Сергей занимается продюсированием кино. Сейчас вместе с режиссёром Лилией Трофимовой завершают работу над новой лирической комедией «Вечер шутов».
Сергей, вы рассказывали, что ваше детство прошло в Цирке на цветном бульваре. Любовь к творчеству вам привили клоуны. Можно подробнее. Вы просто наблюдали и делали выводы, что тоже хотите стать артистом или они что-то говорили, давали напутствия?
В цирке на Цветном бульваре работали моя бабушка и сестра. Я проводил там все свободное время. Больше всего любил смотреть репетиции. Особенно клоунов. Понял, что за внешней легкостью их номеров стоит огромный труд. Я ходил за ними по пятам. Они не отказывали мне, мальчику 10 лет, во внимании. Много рассказывали о клоунаде, открывали свои секреты. Я был просто влюблён в цирковое искусство. Клоуны были не просто исполнителями номеров, они были носителями культуры. Этот опыт научил меня с юмором относится к окружающему миру. Что помогает и сейчас. Без юмора было бы невозможно прожить в браке 26 лет (улыбается)
Миниатюры клоунов вдохновляли меня. Я стал копировать и создал дворовый театр. Вечерами мы с друзьями давали представления у подъезда. Приходил смотреть весь двор. Так зародилась моя страсть к актёрству. До сих пор считаю, что театр стоит на таких «столпах» как Чарли Чаплин, Леонид Енгибаров, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин.
Остались какие-то знакомства?
Да, например мой друг Владимир Аносов много лет занимается клоунадой. Именно той, с которой я столкнулся в мои 10 лет. Мои коллеги по кино Андрей Ушатинский и Полина Ганшина неожиданно всё бросили и уехали в Испанию изучать клоунаду. Их работа – это не только выступления на улице, но и серьезные драматические спектакли (именно в жанре клоунады)
Свою актёрскую карьеру вы начинали с театра. В кино пришли уже в зрелом возрасте. Как это произошло. Сейчас на сцену вы не выходите?
Да, я служил в театре, много играл. При этом ловил себя на мысли, что обманываю и себя, и зрителя. Было сложно. Я пришёл в профессию, чтобы говорить правду. Тут такое… В итоге я потерял всякий смысл того, чем занимаюсь, и ушёл из профессии.
Понадобилось 10 лет, чтобы «перезапуститься». Вернуться в нашу профессию через 10 лет — настоящий вызов. Сложный, но интересный. Попав в кино я оказался очень вдохновлён увиденным: работой команды, самим процессом съёмок. Кино сейчас – это не просто работа. Это способ говорить с нашим миром. Бертольт Брехт как-то сказал: все виды искусств служат величайшему из искусств: искусству жить на земле.
Театра в моей жизни действительно стало меньше. От него остались спектакли Деклана Доннеллана и Романа Шумилова. Я немного устал от театра. Сказать, что кино победило нельзя. Для меня это как говорить — просто на двух разных языках.
У вас есть очень разноплановые роли: от людей в погонах, до роли с переодеванием в комедии «МиШуРа». Расскажите о самых любимых героях, о самых сложных персонажах?
Я люблю свою профессию и не делю роли на любимые и не любимые. Есть интересные, а есть не очень. Это зависит от сценария, режиссёра, партнёров. Все должно совпасть, что бы вспоминать роль с удовлетворением.
Работа в фильме «МиШуРа» была самая сложная. Там два персонажа, переодевание. В фильме «Вечер шутов», который мы сейчас монтируем, роль не простая. Мешало всё: и грим, и характер героя, который моя противоположность. Это интересно! Интересно попробовать стать тем, кем никогда не был, да и не будешь. Лилия Трофимова, режиссер «МиШуРы» и «Вечера шутов», любит из актёра лепить тот образ, который она видит. Меняя артиста до неузнаваемости. Если вы в жизни встретите Георгия Витязева, исполнителя одной из главных ролей в «Вечере шутов», вы в нем никогда не узнаете персонажа из фильма.
То есть у вас в фильме «Вечер шутов» сложный грим?
Сложный настолько, что часть команды даже не узнавала меня. В проекте я и актёр, и продюсер. Приезжал на площадку один из самых первых. Сначала решал продюсерские дела. После шёл на грим и перевоплощался в Апполинария: борода, усы, седина, яркий костюм, который придумала и воплотила художник-дизайнер Юлия Франк. Несколько дней в середине съемок по площадке «ходил» вопрос: а куда пропал Сергей Колешня. Только день на третий стало ясно — что это один и тот же человек.
Какие обязанности, как у продюсера?
Решать организационные и финансовые вопросы, которые чудным образом периодически появлялись. Следить, чтобы всё происходило вовремя и работало слажено. Больше творчества у продюсера во время подготовки к съемкам. Видеть, как появляется фильм — безумно интересно. Сначала просто идея, потом несколько предложений на бумаге, сценарий, съемки. затем всё начинает складываться на монтаже. Настоящее рождение.
«Вечер шутов» – уже вторая совместная комедия с режиссёром Лилией Трофимовой. Сработались?
Мы понимаем и дополняем друг друга. Лилия — профессионал, который не сдается и находит выход из любой ситуации. Знает, что и как делать. Вдохновляет идеями и предложениями. Это я ценю как продюсер. Как актёр наслаждаюсь тем, как досконально она продумывает образ каждого персонажа. Это всегда вызов, который я с удовольствием принимаю.
О чем сам фильм?
В фильме снялись: Кирилл Кяро, Алиса Гребенщикова, Юля Александрова, Григорий Сиятвинда, Сосо Павлиашвили. Молодые, талантливые артисты Дарья Егорова и Арсений Сергеев. Это новогодняя лирическая комедия, вдохновляющая история о мечтах, которые когда-то были. Жизнь сделала нас более циничными. Грезы превратились в «приземлённые планы». Фильм о том, что никогда не поздно вернуться и осуществить свои давние желания. Тема сложная. Жанр комедии помогает нам её донести до аудитории. Это не просто смешная история, это зашифрованное послание зрителю.
О чем же мечтал ваш герой Апполинарий Жеребцов?
Чтобы это понять, нужно посмотреть фильм. Пол и сам это забыл. Он заинтересован карьерой и тем, чтобы для ежегодной забавы под названием «Вечер шутов» найти чудаковатого персонажа. Привести его туда, и выиграть это странное «соревнование». Он находит Кошкина (Георгий Витязев)…. Нелепый человек, такой, над кем любят посмеяться. В отличие от Жеребцова он не забыл свою заветную мечту, шёл к цели несмотря на смешки окружающих. Своими действиями он перевернул жизнь Пола. Нам всем порой нужно остановиться и задуматься: а той ли дорогой мы идём. Возможно карантин, замедлившей ход нашего существования, для кого-то станет новой точкой отсчёта.