Василий Ливанов: «В фильме «Медный всадник России» мы хотим познакомить зрителей с богатейшей историей нашей страны»
В январе 2019 года кинокомпания «Круглый стол» завершила производство полнометражного исторического фильма «Медный всадник России». В своем интервью режиссер-постановщик, автор сценария и генеральный продюсер картины Василий Ливанов рассказал об идее создания ленты, работе на съемочной площадке и подборе актеров на роли Екатерины II, скульптора Этьена Фальконе, князя Бецкого и других исторических героев.
Мы знаем, что исторический фильм «Медный всадник России» – ваша давняя задумка. Почему вы решили снять эту картину? Как родилась идея фильма?
У меня были очень теплые, дружеские отношения с Сергеем Владимировичем Образцовым, создателем лучшего кукольного театра. Он оставил мне завет: «При возникновении каких-нибудь проблем в жизни или искусстве нужно действовать, решать эти проблемы. Потом сказать самому себе, что сделал все, что мог». Этот завет стал одним из непоколебимых правил моей жизни. Когда возникла идея снять «Медный всадник России», я обнаружил, что с такими проблемами сталкивался и замечательный скульптор, герой моего будущего фильма, Этьен Морис Фальконе.
Без поддержки Екатерины II он не смог бы их разрешить. История создания памятника – это один из редчайших примеров, когда верховная власть и художник действуют заодно… Императрица поддерживала Фальконе на протяжении восьми лет, пока он не создал памятник Петру I . Это один из выдающихся символов России. Он является олицетворением духа нашей страны. Не зря Александр Сергеевич Пушкин написал про него в своем стихотворении:
О мощный Властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?...
Снять этот фильм было моей давней задумкой. Мне хотелось показать творческий процесс создания Медного всадника и познакомить зрителей с историей нашей страны, отраженной в одном из ее важных событий.
Как вам удалось реализовать эту задумку?
Я уже говорил о проблемах, которые необходимо преодолевать. Десять лет назад мы не смогли получить деньги для постановки картины. Спустя время нам все-таки удалось воплотить идею в жизнь. Недавно Владимир Путин утвердил программу о создании национальных исторических фильмов.Это помогло получить средства на съемку ленты.
Еще до решения вопроса, снимать или не снимать картину, я получил некий мистический знак.
В церкви Николая Чудотворца в деревне Аксинино – я принадлежу к ее приходу – после причастия ко мне подошла женщина. Я ее никогда не видел. Она сказала, что привезла кольцо из храма Святой Екатерины и надела его мне на палец. Больше я никогда не видел эту женщину. В церковь она не приходила. Сначала я ничего не понял. Потом подумал, что это какой-то особый знак свыше. Героиню моего фильма тоже зовут Екатериной. С тех пор я с чувством благодарности ношу это кольцо.
Как вы считаете, почему сейчас важно снимать такие исторические фильмы? В чем состоит задача «Медного всадника России»?
Когда-то давно я прочел в литературной газете заметку о наборе на Высшие курсы сценаристов и режиссеров. На эти курсы принимают людей, уже получивших высшее образование. Один из членов приемной комиссии написал в заметке, что молодой человек, проходивший собеседование, на вопрос о том, кому посвящен памятник, установленный на Сенатской площади, ответил: Скобелеву. Это произвело на меня ужасающее впечатление. Если мы, русские люди, не знаем, кому воздвигнут памятник в Петербурге на Сенатской площади – это катастрофа.
В советские времена вышла не одна книга о создании Медного всадника, написанная искусствоведом Авраамом Кагановичем. После появилось много литературы о Екатерине Великой. Были опубликованы ее дневники и сняты фильмы. Эти кинокартины неверно передают образы героев, искажают факты. Во многих наших фильмах Екатерина II говорила с немецким акцентом. Она была немкой по происхождению. Приехав в Россию в возрасте 15 лет, она за три года в совершенстве овладела русским языком. Елизавета Петровна приставила к девочке педагогов по приезду. Она была поражена, когда спустя время решила проверить ее знания. Она была потрясена не тем, что Екатерина научилась грамотно писать по-русски, а тем, что она говорила без всякого акцента.
Мы решили снимать фильм «Медный всадник России». Нам хотелось создать исторически достоверные образы. Сделать в какой-то степени познавательную картину и заинтересовать зрителей богатейшей историей нашей страны.
Расскажите, пожалуйста, о главной сюжетной линии фильма. В чем заключается основной конфликт?
Основной конфликт фильма – противостояние художника враждебным обстоятельствам.Фальконе обогнал свое время. На протяжении работы он сталкивался с сопротивлением целого ряда лиц. Идея создания монумента принадлежит Екатерине. Она вела переписку с философом Дени Дидро и с Вольтером. Вольтер прислал ей письмо о Петре I. В нем он дал ему характеристику. Дидро, узнал, что императрица хочет воздвигнуть памятник и посоветовал ей пригласить французского скульптора. Как потом выяснилось, очень талантливого и гениального – Этьена-Мориса Фальконе. Идею памятника он выразил в эскизе, очень понравившемся Екатерине II. До этого монумент Петру Великому создавал архитектор Бартоломео Растрелли. Имперский сенат утвердил памятник, а Екатерина категорически отвергла. По ее словам, на нем Петр выглядел как самодовольный римский император…
В те годы президентом Академии художеств и директором конторы от строений Петербурга был князь Иван Иванович Бецкой. Он решил, что памятник будет создаваться по его личным представлениям. На этой почве у него и Фальконе начался продолжительный конфликт. За восемь лет работы над памятником скульптор написал императрице 20 писем с жалобами на притеснения.
На втором плане в картине – любовная линия Этьена Мориса Фальконе и его ученицы, Мари Анн Колло.
Она приехала вместе с ним из Франции. Это замечательная история, очень тонкая, драматическая. Мари в тайне слепила голову Петра из глины, не удававшуюся ее мастеру. Он тогда переживал настоящие творческие муки. В итоге глиняная голова, созданная Колло, стала частью монумента. Фактически, эта юная девушка спасла памятник Петру Великому.
В съемочной группе картины – выдающиеся кинематографисты, настоящие мэтры кино. Расскажите о работе с оператором Николаем Немоляевым и композитором Геннадием Гладковым.
С Геной Гладковым я дружу 75 лет, а с Колей Немоляевым – 60. Несмотря на очень редкие встречи с Колей до того, как мы стали работать над «Медным всадником России», все эти годы мы с ним, как сказал сам Немоляев, всегда смотрели в одном направлении. Это очень важно для людей искусства. У нас никогда не возникало проблем – ни в жизни, ни в творчестве. С Геной Гладковым мы работаем вместе с юности. Для моего первого дипломного спектакля «Три толстяка» в Щукинском училище он писал музыку, будучи еще студентом консерватории. Позже все, что я создавал в кино и мультипликации в качестве режиссера и сценариста, я делал совместно с Гладковым. Его творчество – это моя музыкальная действительность.
Ваш сын, Борис Ливанов, исполнил в фильме роль князя Потемкина. Можно сказать, что эта роль передалась ему по наследству?
Можно и так сказать. Мой отец, Борис Николаевич, исполнил роль Потемкина в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», вышедшем в 1953 году. Михаил Ильич Ромм, мой педагог кинорежиссуры, звал всех смотреть картину, чтобы посмотреть на игру Бориса Ливанова. В моем фильме его внук тоже воплощает образ Потемкина. То, что они играли эту роль, обосновано портретным сходством обоих с князем. И, конечно, артистическим талантом.Наш консультант, доктор исторический наук, Андрей Петрович Богданов, был в восторге от того, что мы утвердили на роль Бориса.
На одну из главных и очень ответственных ролей вы утвердили Ольгу Белову, профессиональную телеведущую. В вашей картине «Медный всадник России» состоялся ее дебют в качестве актрисы. Почему на роль Екатерины Великой вы выбрали именно ее?
Дело в том, что она обладает природным чувством собственного достоинства. Это чувство нельзя сыграть. Можно только наиграть, но наигранное – никогда не будет органичным. Ольга Белова очень похожа на Екатерину, что подтвердил наш консультант, и совпадает с героиней по возрасту. Она поразила всю съемочную группу своей врожденной артистичностью.
Я надеялся, что Ольга как-то себя проявит. Ее игра превзошла все мои ожидания. Она больше не будет сниматься в кино. В нашем фильме ей удалось создать убедительный и точный образ.
Как проходил кастинг на роль главного персонажа картины, скульптора Этьена Мориса Фальконе. Сложно ли было выбрать актера?
Кроме Евгения Редько я рассматривал еще одного актера. Он, прочитав сценарий, так и не понял, кто такой Фальконе. Он предложил дополнить его образ французским юмором, не почувствовав, что скульптор был фанатиком своего дела. Ему вообще было не до шуток. Он был просто одержим своей идеей… Потом появился Евгений Редько. Его я утвердил сразу после двух серьезных бесед с ним. Евгений – Народный артист, у него за плечами большой опыт. У нас почему-то путают два этих понятия: актер и артист.
Актер – это профессия, артист – это мастер.
Так вот, Евгений Редько – артист. Он в очередной раз доказал это, сыграв главную роль в нашем фильме. Совсем недавно Женя рассказал мне, что был совершенно потрясен, когда на его вопрос о том, когда состоятся кинопробы, я сказал: «А вам нужны кинопробы?» Мне они совершенно не были нужны. Слава Богу, я разбираюсь в своей профессии и сразу вижу, когда у артиста получается.
Вообще, создается впечатление, что со всей съемочной группой у вас сложились очень теплые, дружественные отношения…
Знаете, группа всегда замечательная, когда собираются единомышленники. Не важно, в какой роли они участвуют в фильме – как актеры, гримеры или администраторы. Во многом качество картины определяет режиссура, работа оператора и художника-постановщика, но кино – это, прежде всего, коллективный труд. Здесь важен вклад каждого члена съемочной группы. Атмосфера единения обязательно должна присутствовать. У нас она сложилась. Знаете, такое чувство, когда после фильма не хочется расставаться, а хочется затеять что-нибудь еще.