Владимир Койфман: «Мне было интересно заглянуть в бездну, которую может скрывать душа человека»
3 декабря 2020 года в российский прокат выходит психологический триллер с элементами черной комедии “Илиана. Верь мне”. Производства кинокомпании Домино фильм. Дистрибьютор – кинокомпания Вверх. Режиссер и сценарист Владимир Койфман и продюсер Наталия Манькова рассказали, как возникла идея картины. Из чего складывался образ Илианы. Как проходил кастинг и съемки фильма, про таинственную картину «Улыбка поляницы». Она стала важной деталью в сюжете, и многое другое.
Триллер «Илиана. Верь мне» отличается непредсказуемым сюжетом. Он рассказывает достаточно нетривиальную историю взаимоотношений мужчины и женщины. Как возникла идея фильма? Много времени прошло, когда она получила воплощение в виде сценария?
Владимир Койфман:
В 2017 году перерыв между съемками оказался для меня очень плодотворным. За короткое время я написал сразу три сценария, в том числе «Илиану». Первоначальное название – «Усмешка поляницы».
Внимательно наблюдая за жизнью вокруг, меня часто занимала мысль – действительно ли близкие люди такие, какими мы их себе представляем? Знаем ли мы истинное лицо того, кто рядом?
Думая об этом, у меня возник образ главной героини – загадочной и противоречивой натуры.
Истинная сущность ее скрыта от всех. Мне было интересно заглянуть в бездну, которую может скрывать душа человека.
Это настолько меня увлекло, что история об Илиане достаточно быстро получила свое воплощение. Она была написана практически без сценарного плана. Я просто следовал за героиней, которая вела меня сквозь все хитросплетения сюжета.
Съемки фильма заняли несколько месяцев. Они проходили в различных локациях Санкт-Петербурга и на киностудии Ленфильм. Можете вспомнить, что стало самой сложной частью съемочного процесса?
Владимир Койфман:
Период между написанием сценария и формированием творческой группы был совсем небольшим. Сама подготовка к съемкам заняла намного больше времени, чем съемочный процесс. Подготовка была очень подробной и основательной. Фильм во многом был готов до выхода на съемочную площадку. Оставалось его снять.
Мы долго работали над созданием дома главных героев.
Прорабатывали каждую сцену шаг за шагом. Нам было нужно создать пространство. В нем каждая деталь не случайна и играет важную роль в картине.
Нам удалось собрать удивительную команду неравнодушных и творческих людей. Благодаря энергии, профессионализму и заинтересованности каждого из них проект и состоялся. Сложности касались поиска необходимых технических решений при ограниченных средствах.
Наталия Манькова:
Наш фильм, как долгожданный ребенок, рождался в любви и гармонии. Я вспоминаю каждый день работы над картиной с большой теплотой и благодарностью к каждому из участников съемочной группы.
Давайте подробнее поговорим именно о рождении фильма – о съемочном процессе и актерах. Главные роли исполняли американская актриса Ина Баррон и сербский актер Иван Босильчич. Задействовано много и российских артистов. Как сложился такой интернациональный состав. Легко ли было взаимодействовать с актерами на съемочной площадке и им между собой?
Наталия Манькова:
Международный каст сложился во многом случайно. У нас не было цели найти на роли главных персонажей иностранных артистов.
Все началось с поиска исполнительницы главной роли. По сценарию нужна была актриса, образ которой был бы неожиданным и загадочным для российского зрителя.
Владимир Койфман:
Мы проводили кастинги в Москве и Санкт-Петербурге. На них приходило много актрис, замечательных и хорошо знакомых российскому зрителю. Была цель найти «темную лошадку», актрису яркую, талантливую и с двойным обаянием. Когда мы увидели в интернете фотографию Ины, нам показалось, что она может идеально подойти на роль Илианы.
Наталия Манькова:
Она живет и работает в Америке. Возникли некоторые сложности. Сначала я попыталась связаться с ее агентом. Он не воспринял российский проект всерьез. Я написала Ине напрямую в Facebook. Она заинтересовалась нашим предложением. Ина достаточно быстро прочитала сценарий.
История ее заинтриговала.
Она согласилась пробоваться на роль Илианы. Мы организовали пробы по видеосвязи. По их результатам у нас не осталось сомнений в том, что мы нашли главную героиню.
Владимир Койфман:
Ине очень близка русская культура. Она училась по программе обмена в школе-студии МХАТ. Знает многих российских актеров. Русский язык для Ины не родной. Она неплохо им владеет и постоянно поддерживает его на хорошем уровне.
Наталия Манькова:
Как для Ины Баррон, так и для Ивана Босильчича русский язык – иностранный. Подготовка к съемкам у них была намного сложнее. Они отлично справились.
Ина должна была прилететь из Лос-Анджелеса в Санкт-Петербург за месяц до начала съемок.
Трудности с оформлением документов и получением визы внесли свои коррективы. Она оказалась на месте за два дня до выхода на площадку. В кратчайшие сроки ей пришлось освоиться и подготовиться к съемкам. У Ины главная роль. Ей предстояло проделать громадную работу.
Ина вышла на площадку с нашим мэтром, Виктором Сухоруковым.
Для нее это было настоящим испытанием. Ина хорошо знакома с работами Виктора Ивановича в театре и кино. Она волновалась. Ее переживания оказались напрасными. Виктор Иванович и Ина сразу нашли общий язык. Он помог ей освоится на площадке. Дал несколько советов. Сделал все, для комфортной работы Ины в кадре.
Виктор Сухоруков в фильме исполнил сразу две роли – братьев-близнецов Севу и Макса. Достаточно противоречивых персонажей. Изначально рассматривали его на эти роли? Сухоруков привнес что-то свое в образ героев?
Наталия Манькова:
С самого начала мы хотели пригласить на эти роли Виктора Сухорукова. Мы не хотели рассматривать другие варианты. Просто надеялись, что все сложится так, как задумали. Все получилось!
Мы с Владимиром Койфманом встретились с Виктором Ивановичем задолго до начала съемок.
Более двух часов они проговорили о персонажах, которых ему предстояло сыграть, и о сценарии в целом. Режиссер и сценарист Владимир Койфман успешно прошел кастинг.
Владимир Койфман:
Мне нравится, что Виктор Иванович человек необыкновенно талантливый, неравнодушный и очень требовательный к материалу. Он прекрасно работает с партнерами по съемочной площадке.
Заражает всех своей неиссякаемой энергией.
Сухоруков очень точно чувствует своих персонажей. Это делает их необычайно яркими и живыми. У него всегда много предложений по своей роли. Он называет это «блоха актерская». Виктор Иванович всегда на сто процентов включен в своего персонажа.
Давайте поговорим про картину «Улыбка поляницы». Можете рассказать подробнее про историю этой и других картин художника Ивана Бодрова?
Владимир Койфман:
С начала написания сценария у меня в голове возникали образы гордых и неукротимых амазонок. Затем я вспомнил о давно забытой героине русской мифологии – полянице. Речь идет не об украинском хлебе, а о женщине-воине. По силе и боевым навыкам она не уступает мужчинам-богатырям. Мне захотелось появления в фильме поляницы, изображенной на картине. Живописное полотно – произведение искусства, как образ сильной и независимой женщины.
Вместе с картиной частью сценария стала и трагическая судьба ее создателя – художника Ивана Бодрова.
В «Илиане» неожиданный финал. Как часто бывает с остросюжетными лентами, концовка фильма зачастую претерпевает изменения в процессе работы, в сценарий вносятся коррективы. Случилось ли такое в этот раз или финал был заранее определен и оставался неизменен?
Владимир Койфман:
Какие-то моменты в сценарии в процессе работы менялись, учитывая то, что до начала съемок он был тщательно проработан. Реальность всегда вносит свои коррективы. Существенно ничего не изменилось. Все повороты сюжета и диалоги остались на своих местах.
Наталия Манькова:
Макар Запорожский на озвучивании своего персонажа удивился, что все сцены без исключения вошли в фильм. Мы собирали картину прямо на площадке. Кроме режиссера Владимира Койфмана и оператора Ярослава Процко, за кадром пристально следил режиссер монтажа Андрей Першин. Финальная версия не претерпела значительных изменений. Финал остался таким, как был изначально задуман.
В настоящее время фильмы, где центральной фигурой становится сильная и независимая женщина, устанавливающая свои правила, – своего рода тренд. В картине «Илиана. Верь мне», главная героиня «многоликая». Как рождался образ Илианы. Что в нем самое основное?
Владимир Койфман:
В людях, мне в первую очередь интересно то, что скрыто от посторонних глаз, то в чем они сами себе боятся признаться. Как узнать, что скрывается за внешне спокойной и невозмутимой внешностью. В нашем фильме мы открываем пыльные шкафы, где спрятаны скелеты каждого из наших героев. Нам удается немного приоткрыть завесу тайны. Это зрелище завораживает и страшит одновременно.
Наталия Манькова:
Илиана – сильная женщина. Она точно знает, чего хочет, ни смотря ни на что, идет к своей цели.
Когда мы проводили кастинги, одна из претенденток заметила, что Илиана – по-настоящему звездная роль.
Она глубоко раскрывает внутренний мир женщины. Каждый человек – это неведомая нам вселенная. В нашем фильме мы попытались исследовать этот скрытый мир.
Вы уже многое рассказали о фильме «Илиана. Верь мне». Сейчас хотелось бы поговорить в целом о вашей работе. Владимир, вы трудились над многочисленными сериалами, такими как «Профиль убийцы», «Авария», «Агата и сыск» и другими. «Илиана. Верь мне» – ваш первый полный метр. Расскажите, в чем для вас заключались принципиальные отличия в работе над этими двумя форматами.
Владимир Койфман:
Технических различий не так уж много. Сериалы снимаются быстрее. Возможностей проработки каких-то отдельных сцен и деталей намного меньше. Они не рассчитаны на большие экраны. Это диктует выбор определенных выразительных средств. Зритель часто не так внимательно смотрит сериал, как фильм.
Требуются акценты на определенных вещах и событиях. Кино предполагает более подробную и детальную проработку истории. Здесь присутствует и большая степень творческой свободы.
Наталия Манькова:
С самых первых кадров фильм «Илиана. Верь мне» захватывает внимание зрителя. Втягивает его в происходящее и держит в напряжении до самой последней минуты. Это не та история, где можно отвлечься и пойти заварить себе чай. Здесь важен каждый взгляд, каждая деталь, каждое слово. Я уверена, что зрители получат гораздо большее удовольствие от просмотра фильма в кинотеатре, чем дома.
Прекрасная операторская работа Ярослава Процко.
Тщательная работа над всеми деталями художественного цеха во главе с художником-постановщиком Павлом Новиковым. Будоражищая и атмосферная музыка Виталия Истомина. Непредсказуемый сюжет от Владимира Койфмана. Все это стоит увидеть на большом экране!
Наталия, а ведь «Илиана. Верь мне» это ваш первый продюсерский проект полнометражного фильма. Как пришли к решению поменять сферу деятельности. Как попали в киноиндустрию? Насколько было сложно работать над своим дебютным проектом?
Наталия Манькова:
Все замечательные вещи со мной происходят случайно. Абсолютно случайно я попала в киноиндустрию. Сначала в качестве локейшн-менеджера. Потом была продюсером небольшого проекта под названием «Black Man in a White Room». Над ним мы работали в Амстердаме. Это неожиданно увлекательное путешествие сквозь лабиринты сознания художника.
Там триллер и приключения переплетаются с философией жизни и времени.
По этому проекту был снят 10-минутный фильм для питчинга. Его можно увидеть на Youtube. Мне очень дорог этот проект.
Я надеюсь, что мы обязательно вернемся к этой истории и завершим ее. Затем уже случилась «Илиана». Работать было сложно. Проект большой. Мне повезло. У нас сложилась прекрасная увлеченная творческая команда. Все получилось. Результат наших совместных усилий можно будет увидеть в кинотеатрах уже с 3 декабря 2020 года.
Да, фильм «Илиана. Верь мне» уже готовится к выходу на российские экраны. Все мысли пока заняты грядущей премьерой. Можете рассказать о планах на будущее?
Владимир Койфман:
Сейчас я нахожусь в самом разгаре съёмочного периода очень интересного проекта. Одновременно с этим заканчиваю работу над предыдущим проектом. По возможности, занимаюсь подготовкой к выходу в прокат «Илианы». От этого во многом будет зависеть судьба следующих проектов.
Наталия Манькова:
У нас в планах много интересных проектов. Один из сценариев – остросюжетный триллер. Другой – криминальная комедия. Есть проект, действие которого происходит сразу в нескольких странах. Он может быть интересен для копродукции. Надеюсь, удастся в скором времени порадовать зрителей новыми захватывающими историями.