Как адаптироваться ребёнку в новом коллективе: полезные лайфхаки
Многие родители сталкиваются с проблемами адаптации своих малышей в детских дошкольных учреждениях. Основатель, учредитель и директор фонда «Важные люди» Анастасия Байкина готова поделиться своими советами, как помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе. Без помощи взрослых ему не обойтись.
По своему опыту могу сказать, что идеальный возраст, чтобы приучить ребенка к отсутствию мамы – это 2-2,5 года. В более старшем возрасте дети уже сильно зависят от мамы, в виду того, что они уже все понимают. В 3 года отдавать ребенка в сад гораздо тяжелее и для него самого, и для мамы.
Безусловно, стресс во время адаптации присутствует в любом возрасте. Он есть и в два, и в два с половиной, и в три года. Но социализация и нейтрализация стресса из-за отрыва от мамы проходят проще в 2-2,5 нежели в три по моим личным наблюдениям.
Первый совет, который бы хотелось дать родителям малышей, это не ждать, пока исполнится три, чтобы заняться их социализацией. Начать посещать садик или развивающие группы на полдня гораздо раньше, чтобы к трем ребенок привык и немного адаптировался и к новому распорядку жизни, и к отсутствию мамы.
Еще один немаловажный момент, на который бы хотелось обратить внимание, это то, что пребывание ребенка в саду – однозначно стрессовая ситуация для него.
Стресс вызывает всё: система, расписание. Ребенок не может расслабиться, так как он находится в чужой среде и с чужими людьми. Чтобы как можно проще пережить этот стресс, нужно иметь внутренний ресурс, поэтому родителям важно быть более внимательными и позитивными, чтобы создавать положительный настрой.
Начинать создавать положительный настрой необходимо прямо с утра, когда ребенок собирается в садик. Можно придумать какой-то свой ритуал или провести сборы в игровой форме. Мы сыграли с ребенком в полицию, когда он только начинал ходить в садик. Он был полицейским. Мы садились с ним в машину и включали через YouTube сирену – он ехал в садик. У него была цель, поэтому он все делал с удовольствием. Для него было важно приехать в садик и проверить, не нарушают ли его друзья правила. Если кто-то баловался, его можно было арестовать, потому что его задача, как полицейского, была соблюдать порядок.
Вы можете придумать собственную игру. Главное, поездка в садик не должна быть насильственным действием, которое сопровождается руганью. Все должно быть в игровой форме.
Еще один важный момент – ребенок должен высыпаться. Если ребенок не выспался, не помогут никакие позитивные игры. Он будет сонным, раздражительным и капризным. Поэтому родителям нужно следить за соблюдением режима дня и тем, во сколько малыш ложиться спать.
Просыпаться в садик нужно заранее, чтобы сборы происходили в спокойном режиме. Если родитель торопится, он стрессует. Это значит давление на ребенка увеличивается, и получается полный провал. Нервничает родитель, нервничает ребенок. Для него поход в сад и без того стресс.
В целом, приучение к системе, режиму сна, структуре, расписанию дня в садике, к самостоятельности и определенным обязанностям – это очень правильно с точки зрения развития ребенка. Ребенок проходит некоторые испытания. Сам факт его присутствия в коллективе, его социализации имеют положительное значение для его развития. Самое главное, чтобы все было позитивно. Чтобы родители не забывали общаться с ребенком по дороге в сад и обратно. Интересовались тем, как прошел его день, что он узнал нового, с кем играл, что делал, какой компот был на обед и т.д.
Общение очень важный момент в отношениях между родителями и детьми, который не стоит недооценивать. Ребенок, который провел целый день в саду, чувствует острую нехватку внимания со стороны мамы. Это необходимо компенсировать. Дарите своему ребенку позитив, внимание и любовь.