«Туда и обратно»: в Геликон-опере состоится премьера уникального оперного спецпроекта
«Необходимо считаться с возможностью вмешательства высшей силы. Она против, чтобы человек из-за мелочей совершал необдуманные поступки. Ей безразлична последовательность событий и ничего не стоит прокрутить судьбу задом наперед» Пауль Хиндемит, «Туда и обратно»
02.02.2020 – дата-палиндром. Она наступит совсем скоро. В «Геликон-опере» этот необычный день решили отметить необычным способом. На 02.02.2020 назначили премьеру уникального спектакля «Туда и обратно». Это совместный проект «Геликон-оперы» и московского независимого Театра-студии «15». В нем все происходит ровно так, как в названии.
Режиссер-постановщик Дмитрий Бикбаев называет спектакль «оперным киноколлажем в стиле буффа-нуар».
Он создан под впечатлением от одноименного произведения Пауля Хиндемита. Спектакль-коллаж «Туда и обратно» расскажет об удивительной и реальной истории, произошедшей с Чарли Чаплиным. Что ждет зрителя и при чем тут Хиндемит?
«Это спектакль-эксперимент. Он создается на контрастах. Действие известных опер происходит в прямом и обратном порядке. Мы решили поставить его в соответствующем жанре. Буффа-нуар — это синтез двух противоположных понятий. «Буффа» — оперного определения чего-то забавно и шутовского и «нуара» — кинотермина. Он обозначает сложный, запутанный сюжет и гнетущую атмосферу. Во время спектакля ведется съемка. Зрители могут видеть все в режиме реального времени», — говорит автор проекта и режиссер-постановщик Дмитрий Бикбаев.
Чарли Чаплин, в исполнении известного тележурналиста, актера и лауреата премии «ТЭФИ» Сергея Майорова, попытается «переснять» сюжеты величайших оперных произведений, чтобы не допустить уже известных всем меломанам «трагических финалов». Вместе с ним на съемочной площадке окажется Малыш. Его Чаплин научит всему, что знает сам. Как бы Малышу этого не хотелось, изменить ход вещей невозможно. Все, что остается — это изменить к ним свое отношение. Оригинальный сюжет, нестандартные композиционные ходы, и использование современных медиа-технологий не оставят равнодушным ценителей музыкального и драматического театра.
В спектакле прозвучит музыка из опер «Туда и обратно» (1927) П. Хиндемита, «Тоска» (1898) Дж. Пуччини, «Капулетти и Монтекки»(1830) В. Беллини, «Дидона и Эней» (1688) Г. Персёлла.
В качестве музыкального руководителя над постановкой работал молодой композитор Арсений Черниченко. Арсений — основатель волонтерского проекта Первая Московская Студенческая Филармония и руководитель оркестра «Harmonia mundi».
«Скетч Хиндемита «Туда и обратно» вдохновил нас на то, чтобы перевернуть остальные оперы. В художественных целях я несколько месяцев перерабатывал музыкальный материал. Мы также нарушили хронологический порядок музыкальных эпох. Мы двигались от неоклассицизма и экспрессионизма к барокко. Это очень амбициозная идея. Я надеюсь, зрители и слушатели получат удовольствие от показа», — говорит музыкальный руководитель проекта Арсений Черниченко.
Дирижер-постановщик проекта — лауреат Международных конкурсов и участник XVIII Международного зимнего фестиваля «Площадь искусств» Филипп Селиванов прибыл на постановку из Санкт-Петербурга. Там с 2017 по 2019 года он был приглашённым дирижёром Михайловского театра.
«Туда и обратно» — мой дебют в «Геликон-опере». Я очень рад возможности принимать участие в творческом процессе: работать с оркестром, солистами, и молодой командой постановщиков. Это очень интересный проект для меня, как для дирижера и для музыкантов. За короткое время спектакля мы играем не одно произведение в его понятном стиле, а несколько очень разных. Моя основная задача — чтобы оркестр играл по-разному, демонстрируя свое мастерство. Равно как и солисты демонстрируют разные принципы и техники звукоизвлечения. При этом, чтобы все звучало в едином гармоничном стиле», — говорит дирижер-постановщик Филипп Селиванов.
Над спектаклем работало два художника: художник – Ростислав Протасов и художник цифровых декораций — Михаил Ершов. В основе сценографии — съемочная площадка, со своей командой (роли исполняют артисты хора) и техникой. Прямо во время спектакля происходит съемка. Зрители смогут разглядеть все детали на больших экранах. Не стоит опасаться чрезмерного упоминания мультимедиа-технологий, режиссер уверяет — подлинное искусство вечно.
За пластическое решение спектакля отвечает хореограф-постановщик Кирилл Ермоленко — заслуженный артист Российской Федерации, режиссер, премьер Кремлевского балета и «Teatrul de Balet Sibiu» (Румыния), автор новой для России техники балета «Progressing ballet technique». Автор либретто (спектакль исполняется на русском языке) – поэт, либреттист и драматург Антон Аносов.