Мария Быкова: « HR может брать не только поиск персонала, но и вести делопроизводство»

О том, что такое HR-бренд, с чего начать свой путь и как грамотно развивать направление HR, нашему порталу рассказала HR – консультант, основательница  «Empress Consulting»— Мария Быкова

 Мария, добрый день. Расскажите немного о себе. В чем заключается ваша работа?

Добрый день, в двух словах тяжело описать. Если коротко, то это hr-консалтинг. Я HR-Консультант. Моя задача помочь компаниям малого и среднего бизнеса повысить компетентность Руководителей и Собственников бизнеса в области найма, или совместно с Собственником сформировать работающий HR отдел.

Есть ли у вас высшее образование? Какое?

Да, юридическое. 7 лет обучения в Российском государственном университете правосудия (раньше – Российская академия правосудия).

С чего начался ваш путь в HR?

В начале своей карьеры, я попала работать в консалтинговую компанию. Она работала с владельцами малого и среднего бизнеса по построению системы управления в компании и структуризации бизнеса. Спустя какое-то время, компания решила открывать новый офис в Москве. На то время, я работала в компании более полугода на невысокой позиции Помощника Бизнес-консультанта. Когда компания решила открывать новый офис, меня выделили в качестве HR-менеджера по принципу, что я понимаю специфику бизнеса и хорошо познакомилась с компаниями и процессами в ней. Вот так и началось мое становление.

Основная цель была привлекать эффективных кадров, вводить их в должность, знакомить с компанией.

Дальше, наверное, как и у остальных HR, сотрудничество с компаниями. Брала найм, как удаленный сотрудник и после перешла к консультированию и менторству.

В наше время HR – это отдельная наука. Практически каждая вторая компания хочет развивать свой HR-бренд. Почему?

Он безусловно очень важен. Ему уделяется не так много внимания, как хотелось бы. HR бренд — это помощник компании привлекать лучших из лучших специалистов необходимой отрасли и направления. Это такой же PR компании, только на рынке труда. Молодые квалифицированные специалисты при трудоустройстве отдают предпочтение известным компаниям. Почему? Потому что больше информации о них есть. Стоит отметить, что HR – бренд это не только внешняя история, а еще и внутренняя.  Выстраивание внешнего позиционирования, начинается с внутреннего, чтобы выделить именно то, что отличает ту или иную компанию на рынке труда.

Что такое HR-бренд в целом?

HR бренд — это комплекс представлений, мнений, ассоциаций, эмоций, ценностных характеристик о

компании в сознании потенциальных кандидатов и сотрудников. Важно, что не только кандидатов. Следовательно от выстраивания внутреннего позиционирования (нематериальная мотивация сотрудников и корпоративная культура), выстраивается EVP (Employee Value Proposition) — ценностное предложение работодателя. Оно определяет желаемый образ компании на современном рынке. Далее это ценное предложение продвигается.

Не стоит забывать и об отзывах сотрудников.

Как действующих, так и ушедших из компании. С лояльностью тоже надо работать.

Как грамотно развивать направление HR в компании?

Первично, понять все риски и преимущества, содержания своего отдела HR. По опыту работы, могу сказать, что некоторые Собственники бизнеса очень сужают функцию HR. В маленьких компаниях, HR может брать не только поиск персонала, но и вести КДП (кадровое делопроизводство), проводить обучение и адаптацию и / или описывать бизнес-процессы. Если компания большая, где найму уделяется большое внимание, то функцию HR можно разделить на два вида: наем сотрудника и онбординг. В Европе пользуется популярность должность “менеджер по развитию сотрудников”.

С чего стоит начать?

Очень сложно дать какой-то четкий план действий. Каждый раз есть индивидуальные особенности. Нельзя объяснить просто “на пальцах”.

Если в компании совсем нет HR-отдела,  для начала ответить на вопрос о его необходимости в целом и тех функциях, которые будут стоять.

Обязательно обратить внимание на тот факт, что если мы хотим масштабирования, эта функция обязательно должна быть в компании. Дальнейший этап бюджетирование. Потом поиск HR-менеджера под функции, описанные ранее. Дальше мы вернемся к тем особенностях, которые есть.

Ваши советы начинающим HR – специалистам?

Однажды, я спросила своего ассистента, какие бы советы она дала бы начинающим специалистам. Она написала несколько пунктов:

  • Не бояться большого количества новых разных задач и возникающих в связи с этим вопросов и ошибок на первое время;
  • Завести какое-то хобби, которое хорошо получается, чтобы не чувствовать себя слишком  ничего не умеющим. Новичку трудно быть новичком, когда у него  есть какой-то другой опыт;
  • Важно учиться у людей, которые кайфуют от того, что делают. Конечно, и самому получать удовольствие.Очень универсально. Я бы дополнила:
  • Не бояться и забыть о стереотипах “без опыта не берут”. Многим нужен “горящий человек с желанием учиться”. Искать вакансии “помощника HR” и др.
  • Предварительно почитать литературы, хотя бы о методиках оценки, проведении интервью, опыт других HR.
  • Если есть опыт в определенной сфере, искать работу в этой же сфере. HR универсальная вакансия.
  • Не бояться задавать вопросы, фиксировать успешные действия.
  • Помнить, что ошибки все равно будут, просто переносить их в разряд “ценный опыт”.

Вам также могут понравиться Еще от автора

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.